Депрессия и отсутствие ролей, взлет с помощью императрицы, возвращение в фантастику из «Сталинграда» — рассказываем, как сложились карьеры актеров «Обитаемого острова» после провального фильма.
Дилогия Федора Бондарчука «Обитаемый остров» могла стать новым словом в отечественной кинофантастике. После успеха «Ночного дозора» Тимура Бекмамбетова казалось, что этот жанр наконец-то вышел из загона, но экранизация романа братьев Стругацких это победное шествие почти остановила. Фильмы не были плохими, критики даже хвалили их за масштабные съемки и спецэффекты, но финансовый провал (сборы двух частей составили лишь $28 млн при бюджете в $36 млн) оказался сильнее всех прочих доводов. АиФ.ru вспоминает актеров из этой истории о буднях планеты Саракш.
Василий Степанов — Максим Каммерер
Одна из главных неудач «Обитаемого острова» — кастинг на роль прогрессора с Земли, которого аборигены называли Мак Сим. Студент-первокурсник Щукинского театрального училища был выбран Бондарчуком из-за внешности, но работа с ним оказалась тем еще испытанием для режиссера, который позже признавался, что Каммерера делали фактически на монтажном столе. Этого персонажа и озвучивал другой актер: Максим Матвеев. Карьера у Степанова в итоге не сложилась, хотя Щукинское училище он все же окончил. После «Обитаемого острова» актера охватила депрессия, он отказывался от предложений, а совсем недавно получил несколько серьезных травм. Поэтому в его фильмографии сейчас меньше десятка работ, но в октябре этого года выйдет фильм «Несокрушимый» (рабочее название — «Танкисты»), в котором у Степанова небольшая роль переводчика.
Пётр Фёдоров — Гай Гаал
Фёдоров оказался в «Обитаемом острове» уже вполне сложившимся актером, и на его карьеру этот фильм практически не повлиял, хотя к киноверсии Гая Гаала претензий было, пожалуй, меньше, чем к кому-либо еще. Кроме того, по признанию Бондарчука, Фёдоров регулярно подстраховывал Степанова на съемочной площадке. После «Острова» он сыграл в «ПираМММиде», появился в нескольких новогодних «Елках», сыграл главные роли в в фильмах «Сталинград», «А зори здесь тихие», «Ледокол» и «Дуэлянт» и в целом является сейчас одним из самых востребованных российских актеров.
Юлия Снигирь — Рада Гаал
Для молодой актрисы эта роль тоже могла стать неплохим трамплином, но в итоге Юлия Снегирь прославилась позже. В начале 2010-х она получила небольшие роли в «Распутине» (том, что с Жераром Депардьё), «Кококо» Авдотьи Смирновой и даже в пятой части «Крепкого орешка», сыграла главную героиню в «Атомном Иване» Василия Бархатова, а на первый план вышла после сериала «Великая», в котором исполнила роль Екатерины II. Потом сыграла в эпизоде «Страны ОЗ» Василия Сигарева, в фильме «Про любовь» Анны Меликян и еще двух популярных сериалах: «Хождении по мукам» (Катя Булавина) и «Кровавая барыня» (Дарья «Салтычиха» Салтыкова).
Фёдор Бондарчук — Прокурор (Умник)
Для Бондарчука «Обитаемый остров» стал второй режиссерской работой после «9 роты», причем ему долго припоминали эту неудачу и то, что после этого фильма кинематографисты начали относиться к Стругацким с еще большей опаской. Впрочем, сам Бондарчук реабилитировался, сняв в 2013 «Сталинград», который на несколько лет стал самой кассовой отечественной картиной (новый рекорд установила спортивная драма «Движение вверх» в 2018). Ну а его же «Притяжение» вернуло веру в фантастику: блокбастер про разрушение московского района Чертаново собрал в прокате больше миллиарда рублей. Сейчас Бондарчук готовится к съемкам продолжения, ну а когда-нибудь, может быть, снова возьмется и за Стругацких.
Сергей Гармаш — Зеф
Одного из первых обитателей Саракша, встреченных Максимом после крушения корабля, сыграл многоопытный Сергей Гармаш. Как и Федоров, этот актер тоже подстраховывал Степанова во время съемок, но не забывал и про своего героя, так что книжный Зеф, пожалуй, теперь обрел свое лицо и в кино. Ну а у самого Гармаша все хорошо: он по-прежнему работает в «Современнике», много снимается в кино и на телевидении (у него почти 150 ролей в фильмах и сериалах). Не так давно его можно было увидеть в фильмах «Матильда» и «Движение вверх», а также в сериале «Троцкий».