Сыграли классику. Можно ли увлечься Тургеневым, показали на конкурсе чтецов

Если кто-то ещё думает, что наши дети поголовно не читают, не любят и не понимают классику, значит, он давно не видел… детей.

И ему не помешало бы побывать на финале конкурса «Читаем Тургенева», организованного Городским методическим центром Департамента образования Москвы совместно с Библиотекой-читальней им. И. С. Тургенева.

В Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева 20 ребят прочитали свои любимые строки из И. С. Тургенева. По единодушному мнению зрителей и жюри конкурса, многих из них уже сейчас можно отправлять в театральное училище.

Сам же городской «Тургеневский фестиваль», посвящённый 200‑летию И. С. Тургенева, финальной частью которого и стало состязание чтецов, стартовал в октябре прошлого года. Начался с конкурса буктрейлеров (своеобразной формы видеорекламы книги) «Певец русского слова».

«Детям предлагалось придумать 4‑минутный рассказывающий о произведении ролик с использованием современных спецэффектов и анимации, – объяснила методист Елизавета Гречихова.

Кстати, эти мини-фильмы теперь используют Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева и многие школы. Следующим стал городской конкурс фотографий «Москва в жизни и творчестве И. С. Тургенева». Ребятам нужно было найти в Москве места, где Тургенев бывал или описал в своих произведениях, сфотографировать их и приложить краткое описание. Школьники отыскали такие необычные уголки столицы, которые оказались неизвестны даже сотрудникам библиотеки, занимающимся исследованием его творчества много лет. Мы получили больше 100 работ. Победителем стал ученик школы № 2000».

Актёры и актрисы

Центральным событием Городского тургеневского фестиваля стал конкурс чтецов, который проходил в три этапа. Сначала школьный, потом отборочный городской и, наконец, финал. Председателем жюри всё это время был писатель Григорий Гаслов. Чтобы глубже погрузить зрителей в сюжет произведения, многие ребята оделись в костюмы XIX века. Например, 8‑классница из школы № 904 Ксения Лебедик, которая читала стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской» (о баронессе, которая во время Русско-турецкой войны ушла на фронт медсестрой и через год умерла там от тифа), вышла на сцену в костюме сестры милосердия тех времён. Ученик 7-го класса школы № 956 Матвей Москвичёв в крестьянской рубашке очень трогательно представил Гаврилу из «Бежина луга». А слушая выступление 9‑класс­ницы Миры Оцуп, не один зритель вздрогнул при описании видения конца света в одноимённом стихотворении Тургенева, которое он создал уже в конце жизни, будучи тяжело болен. Тронула слушателей и Екатерина Ильичёва из школы № 1799, проникновенно прочитав стихотворение в прозе «Щи» – о барыне и крестьянке, которые по-разному переносят гибель соб­ственных детей. 8‑классница Елизавета Савельева из школы № 1028 покорила зал не только артистичным чтением «Певцов», но и талантом певицы, когда спела отрывок из произведения.

«Я уже очень давно читаю стихи и прозу Тургенева, это одно из моих увлечений. До этого побеждал во многих конкурсах чтецов, но на столь масштабном оказался впервые, – поделился с «АиФ» финалист конкурса 12‑летний Егор Мурочкин из школы № 1520. – Читать меня научил папа, он же привил любовь к стихам. Мой любимый поэт Есенин, а из писателей как раз Тургенев. К слову, на родине Тургенева, в Орле, родился мой отец. Я и сам бывал в усадьбе писателя, видел дуб, который он посадил ещё ребёнком. Так что у меня такая косвенная связь получается с Тургеневым. Многие родственники говорят, что мне нужно идти в театральное училище. Но я, как ни странно, мечтаю стать нейрохирургом».

И учит, и вдохновляет

Другого финалиста, Микаэла Варданяна, 7‑классника из школы № 1583, чтением произведений Тургенева увлекла старшая сестра. «У меня есть з­амечательная учительница Нина Алексеевна, благодаря которой я и оказался на этом конкурсе и прошёл в финал. Я хочу, чтобы она и мой класс, моя школа могли мной гордиться, – рассказал Микаэл. – Для конкурса выбрали рассказ «Воробей». Смысл его в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти. И вот только ею, любовью, держится и движется жизнь. С этими словами Тургенева я полностью согласен. Я пробовал писать стихи. Когда мы ездили на экскурсию в Санкт-Петербург, по пушкинским местам, меня так восхитило всё окружающее, что я прямо в гостинице на салфетке написал несколько строк».

Нужны ли современному поколению бумажные книги? «Уверен, что в мире цифровых технологий бумажные книги всё равно не исчезнут, – рассуждает 13‑летний Микаэл. – Я а­рмянин, на моей родине в Армении, в Ереване, есть дом-музей книг. В нём хранится очень много древних произведений. Мы не можем их подержать в руках, но можем прочесть в компьютере в электронном виде. А прочтение книг именно Тургенева может дать иной жизненный опыт. Ведь этот человек – великий писатель, он повидал то, чего не дано уже видеть нам, потому что он жил полтора века назад. Вообще русский язык, книги на русском языке – одна из основ развития. Если бы букв не было, не было бы и географии, биологии и других предметов. А русский язык держится на русской литературе. Выступать на сцене – это хобби. Я не связываю свою будущую жизнь с театром или артистической карьерой».

Со слезами на глазах

«На мой взгляд, такие конкурсы очень нужны школам. Если бы я была членом жюри, мне было бы очень трудно выбрать победителя, – считает учитель русского языка и литературы школы № 904 Сурайя Хасанова. – Дети очень серьёзно готовились, выбрали такие сложные произведения. Читали артистично и проникновенно. И было видно, что ребята п­онимают, что читают. П­роизведения Тургенева – для них вовсе не китайская грамота или что-то давно забытое и покрытое пылью. И это очень радует».

А ходят ли современные дети в библиотеку? «С удовольствием! – говорит библиотекарь «Школы на Яузе» Антонина Широва. – Там ведь сегодня можно не только почитать или взять книги на дом. Можно общаться, заниматься творчеством. Мне самой очень нравится участвовать с детьми в конкурсах. Наши активисты и своих одноклассников в библиотеку подтягивают, приобщают к книге. С­кажем, дети делают ролик по какому-то произведению, показывают его в классе, другие тоже хотят участ­вовать. А для этого надо сначала эти книги прочитать. Что удивительно, при съёмке буктрейлера по книге «Муму» некоторые дети, впечатлившись сюжетом, по-настоящему плакали. Помню, я тогда даже сама растерялась».

Методист Городского методического центра Валерия Кутузова пожелала ребятам продолжать образование и не терять любовь к литературе и вообще к культуре. «Вы были очень артистичны, – похвалила конкурсантов Валерия Сергеевна, – вы сумели донести не только смысл, но и эмоции непростых произведений Т­ургенева. Не умрёт российская культура, пока такие ребята в нашей стране есть».

Методисты Городского методического центра Департамента образования Москвы Валерия Кутузова, Валентина Кулешова, Нина Шпилевая, Елизавета Гречихова благодаря высокому профессионализму вносят колоссальную лепту в дело воспитания подрастающего поколения и проводят большую работу по привлечению столичных школьников к чтению, учат их любить, понимать литературу и ценить книгу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *