Концертами на фестивале в Турине завершает Свой 81-й сезон легендарный ансамбль имени Игоря Моисеева.
О знаковых событиях этого года рассказала народная артистка России, художественный руководитель и директор ансамбля Елена Щербакова.
Звёзды сошлись
Наталья Косякова, «АиФ»: Елена Александровна, наверное, самым необычным и ярким событием в уходящем сезоне стала постановка «Танго Del Plata». Как возникла эта идея?
Елена Щербакова: В репертуар ансамбля с 1986 года входит одноактный балет «Вечер в таверне», поставленный Игорем Александровичем. Это красивый, театральный спектакль. Ведь мы в некоторой степени заложники наследия Игоря Моисеева и ни в коем случае не можем опускать высокую планку, заданную Мастером.
В то же время после ухода из жизни великого хореографа пополнять афишу необходимо, хоть и сложно. Мне давно хотелось, чтобы в ансамбле появилось танго, которого ещё никто не видел. Настоящее танго, рождённое по обе стороны реки Дель-Плата — в Монтевидео и Буэнос-Айресе, такое, как его танцуют сами аргентинцы не для иностранных туристов. Хотелось, чтобы этими «аргентинцами» стали моисеевцы.
Лаура Роатта, хореограф из Аргентины, смогла создать хореографическую картину, своего рода мини-спектакль, при этом сохранив моисеевские традиции — наличие сюжета, широту движений и, конечно, плие. Главная героиня спектакля — Венусина, хранительница танго и его философии, стоявшая пред взором сочинявшего музыку Астора Пьяццоллы.
— Как работалось аргентинскому хореографу в вашем ансамбле?
— Отлично! Ещё будучи студенткой балетной школы при знаменитом театре «Колон», в 1977 году Лаура посмотрела 27 из 35 спектаклей ансамбля Игоря Моисеева во время наших гастролей в Буэнос-Айресе. С того времени она влюблена в ансамбль. Вторая наша встреча произошла в 1988 году, также на гастролях в Аргентине. Тогда она уже показывала движения танго самому Игорю Моисееву.
Моё приглашение поставить для нас одноактный балет изумило её и стало приятной неожиданностью. Четыре недели на постановку — это мало, но для наших артистов нет ничего невозможного. Такие дисциплина, сценическая культура, работоспособность, фантастическая энергетика встречаются крайне редко. Хореографу с такими танцовщиками работать, думаю, одно удовольствие. Они сделали невозможное — за четыре недели стали настоящими «аргентинцами». Уверена, «Танго Del Plata», которое с каждым спектаклем становится всё более эмоциональным, можно смело показывать и в Аргентине.
— А сложно ли привлечь зарубежного постановщика для работы в Москве?
— Привлечь зарубежного постановщика несложно. Для этого нужны время и деньги. Нам свою помощь предложил Газпромбанк. Предложил сам, что нас очень тронуло. Мы благодарны руководству банка, где понимают: Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — достояние России. Вот так получилось, что звёзды сошлись, и теперь в нашем репертуаре появился ещё один новый интересный спектакль.
Весеннее турне
— Много ли новых постановок в принципе?
— Со времени ухода из жизни Игоря Александровича — 6. Это были отдельные танцы, пополнившие цикл «Танцы народов мира». А новый спектакль появился впервые.
— В уходящем сезоне у вас был интересный весенний тур по российским городам. Где успели побывать и как вас принимали?
— Моисеевцев всегда и везде принимают на ура. Я в ансамбле с 1969 года и, где бы мы ни выступали, ни разу не видела в залах свободных мест. Наш весенний тур начали в Краснодаре, затем (впервые за 81 год существования ансамбля) выступили в Майкопе, где показали адыгский танец «Тляпатет», поставленный специально для нас художественным руководителем ансамбля «Алан» народным артистом Республики Адыгея Асланом Хаджаевым. Успех был огромный. Хотя танцуем мы по-своему, в моисеевском стиле.
Затем выступили в Уфе, Челябинске, Екатеринбурге и закончили тур в Перми. В Екатеринбурге дали ещё специальный концерт для сотрудников знаменитого завода Уралмаш. Кстати, весь этот тур прошёл при поддержке Газпромбанка.
Сегодня гастроли по городам России очень важны. Ведь выросло целое поколение, которое вообще не видело столь высокого уровня постановок народно-сценического танца и их исполнения. Важно, чтобы наши спектакли смогли увидеть молодые зрители и те, кто занимается хореографией профессионально. К тому же мы приглашаем специалистов на свои репетиции — уверена, это лучшие мастер-классы.
Дела заграничные
— Совсем недавно вы побывали в Улан-Баторе. В который раз ансамбль гастролирует в Монголии?
— С Монголией моисеевцев связывает давняя история. В 1941-м, в начале Великой Отечественной войны, ансамбль был отправлен на Урал, где давал по 5 концертов в день на военных заводах и в госпиталях. Оттуда в 1942-м моисеевцев отправили в Монголию — на первые гастроли за рубежом. В своей книге Игорь Александрович вспоминает, как тепло их встретили там — обогрели, накормили, каждому выдали по меховому тулупу. Тогда же он поставил номер «Монгольская статуэтка», который сохраняется в нашем репертуаре по сей день и имеет огромный успех.
Затем были гастроли 1972 года, тогда монголы обратились к Моисееву с просьбой помочь создать собственный ансамбль. По велению мэтра туда приехал солист ансамбля Вячеслав Бакшеев, который уже заканчивал свою творческую деятельность, ведь век танцовщика очень короткий — всего 20 лет. Помогая создавать ансамбль, он проработал в Улан-Баторе 4 года. Теперь коллектив носит название Монгольский большой театр национального искусства, и во время наших гастролей в этом году его ветераны продемонстрировали великолепное знание моисеевской школы.
В Монголию мы поехали в рамках культурной программы «Российско-монгольская инициатива-2018». Был запланирован один концерт. Но нам очень хотелось выступить ещё и для творческой молодёжи, студентов, простых зрителей. И опять нам помог Газпромбанк.
— И вот теперь, в завершение сезона, — Италия. Что приготовили для жителей Апеннинского полуострова?
— В Италии ансамбль гастролировал 13 раз. Концерты проходили по всей стране, в самых разных городах и на самых разных сценах. На сцене театра Ла Скала ансамбль выступал дважды. На этот раз два концерта пройдут в Турине на фестивале, который имеет давнюю историю и «прописался» в центре этого города, на площадках под открытым небом.
Наши выступления объявлены в рамках программы «Русские сезоны» и опять при поддержке Газпромбанка. Покажем большую программу из цикла «Танцы народов мира» и впервые привезём в Италию еврейскую сюиту «Семейные радости» (последнюю постановку Игоря Александровича Моисеева).
Молодость и энергия
— Елена Александровна, ансамблю 81 год, а молодости и энергии ему не занимать. Как удаётся и традиции, заложенные создателем, сохранять, и идти в ногу со временем, всегда оставаясь на недосягаемой высоте?
— Всё предопределено гением Игоря Моисеева. Он был одновременно и уникальным балетмейстером, и режиссёром, а главное — философом. Возвёл народную культуру на уровень профессионального искусства, создал новый жанр народно-сценической хореографии. Подобного ансамбля в мире нет, сколько бы ни пытались «снимать» с него копии. Всё искусство Игоря Моисеева пропитано философией добра. Кстати сказать, это очень хорошо понимают на Западе.
И ещё Игорь Александрович отлично понимал, что для развития ансамбля, созданного в 1937-м, необходима своя школа. Даже в годы войны (в 1943-м) у государства нашлись средства, чтобы открыть первую в мире профессиональную школу народного танца при ансамбле. В этом году мы отмечаем её 75-летие.
Моисеевцы — это народ, верящий в добро. Мы отлично знаем, что главная заповедь, которая помогает оставаться первыми, звучит так: «Быть честными, и прежде всего перед самими собой».