Режиссер Сергей Батаев завершил съемки короткометражного фильма «Старый вояка» с участием Владимира Этуша. В мае легендарному актеру, которого знают даже малые дети, исполнилось 96 лет. Но он продолжает не только работать в Вахтанговском театре, но и сниматься в кино .
Владимир Этуш на съемочной площадке. Фото: Алиса Гулканян
В 2017‑м Этуш начал работу у Сергея Снежкина в сериале «Подросток» по роману Достоевского, где сыграет роль князя Сокольского. А еще рискнул сниматься у дебютанта, не имеющего режиссерского образования, своего брата актера. Этуш сыграл старого вояку, прошедшего войну, много чего пережившего, но по-прежнему рвущегося в бой. События в фильме происходят весной 1945 года в глухой русской деревне. Там и живет с дочерью и внуком прошедший войну герой Владимира Этуша. Близкие устали от причуд Егора Кузьмича. Однажды старик соберет вещмешок и тайком уйдет в строну фронта. Внук найдет его в лесу и приведет домой. Придется теперь деда запирать на замок, чтобы не убегал.
Из разговора с режиссером Сергеем Батаевым выяснилось, что история, ставшая основой сценария, не придумана.
— Это реальная история вашего деда, не дожившего нескольких часов до Дня Победы?
— Прапрадеда. Мне ведь только 28 лет. Мой прапрадед вернулся с фронта в первых числах января 1945 года, дожил до 9 мая, но умер на рассвете. Его дети, а их было восемь, ушли на фронт. В нашей картине остались только дочь, роль которой сыграла актриса Вахтанговского театра Ольга Тумайкина, и ее сын. На роль подростка мы пригласили Арслана Бикбаева из Казани. Родителей рядом не было, только двоюродная сестра, но он был на высоте, оказался ответственным парнем. Не зря говорят, что человек чувствует свой уход. Мой прапрадед 8 мая помылся в бане, надел парадный китель и на рассвете ушел в мир иной. То есть ушел в военной форме. Он все время и особенно накануне смерти — 6–8 мая — повторял одни и те же слова: «Как бы дожить до конца войны, услышать, что она закончилась. Тогда можно спокойно умереть». Как вспоминают мои родственники, иногда это превращалось во что-то невыносимое. Прапрадед был ранен, и его отправили домой, видимо, не лечиться, а умирать. Да и старый он был. Тогда ведь на фронт не брали тех, кому за 50. Вот мой прапрадед и поменял паспорт, изменил в нем дату рождения, чтобы попасть на фронт. Ему было около 70. Эту историю мне давно рассказала моя бабушка. И у меня была мечта снять о прапрадеде фильм, но, будучи актером, не решался. У меня же нет режиссерского образования.
— Чему же вы учились в академии Никиты Михалкова?
— Год я проучился там как актер. С утра и до поздней ночи мы работали, приезжали домой только поспать. Ничего подобного не было даже в ГИТИСе, куда я поступил после Казанского театрального училища, параллельно работая в Тверском ТЮЗе. Михалков приезжал по два-три раза в неделю, а накануне выпуска мы с ним репетировали до двух часов ночи. Он невероятной энергии человек. Непонятно, откуда ее черпает. Мы устали, а он продолжает репетировать. После академии меня пригласили в труппу Театра киноактера, а параллельно я попал в театр «Модерн» Юрия Грымова. Работаю сразу в двух театрах.
Как-то мой друг сказал мне: твой учитель Михалков к 28 годам уже снял фильм, а ты нет. И его слова так подстегнули, что я начал искать деньги на фильм, потом актеров.
— И нашли Этуша.
— Я пришел на премьеру спектакля «Бенефис» в Вахтанговский театр, увидел там Владимира Этуша. Я уже знал тогда, что он был на фронте, получил ранение. И таким он живым был на сцене, ничего не играл. Я смотрел спектакль и уже ни о чем не думал, кроме того, как было бы хорошо, если бы Владимир Абрамович согласился сниматься в нашем коротком метре. Потом набрался наглости и написал его жене Елене. Мы встретились в театре, я передал сценарий. Через два дня Этуш дал согласие на совместную работу. Сценарий написала моя подруга Алина Галиаскарова на основе моего рассказа о прапрадеде. Снимали мы под Торжком и Тверью. Когда я встречал Владимира Этуша и его жену Лену на вокзале в Твери, все пассажиры наблюдали за нами. Мы спускались с платформы. Нас обогнала компания громко кричащих подростков. Узнав Владимира Абрамовича, они сбавили обороты. В тот момент я почувствовал колоссальную ответственность за нашу работу.
— Досталось вам от Этуша на съемках? Каким он был на площадке?
— Главная его черта — собранность. Этуш входит в кадр, и сразу понятно, что за человек перед тобой, какова его судьба, что он чувствует. Он ничего не играет. Мне бы хотелось этому научиться.
— Так это дар. Этому не научишься.
— Наверное, дар, но и опыт. Мы, молодые актеры, хотим, чтобы нас заметили, пытаемся играть ярко и громко. А Этуш берет нутром, работает без всякой суеты. Я бы хотел поучиться у него наполненным паузам.
— И все же что его так привлекло в вашем предложении?
— Понравился сценарий, и, видимо, я сумел заразить своей идеей. В тот момент я и правда был очень эмоциональным, потому что все это мне дорого. В жизни я не застал своих дедушек и прадедушек. Не знаю, что такое любовь деда к внуку и внука к деду. Но, когда мы общались с Владимиром Этушем, мне казалось, что он и есть мой родной дед. Мы отмечали завершение съемок, и Владимир Абрамович сказал много лестных слов в адрес нашей группы. Он так разговорился, что мы записали видео на 15 минут, и хотя он был уставшим, мы посидели, выпили. Владимир Этуш как ребенок был счастлив и говорил: «Я хотел помочь Сереже и, кажется, помог». Надеюсь, все хорошо у нас сложится. Финальная сцена у меня родилась в четыре утра, приснилась. Когда мы ее снимали, Лена Этуш стояла рядом со мной за кадром и не смогла сдержать слез. У меня в жизни шанса поработать с актером такого масштаба, наверное, больше не будет.