В Магадане прошел кинофестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». На Колыму привезли большую документальную программу и четыре игровые картины — «Турецкое седло» и «Стыд» Юсупа Разыкова, «Голова . Два уха» Виталия Суслина и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, который провел в Магадане кастинг на роли псковских подростков, ушедших из жизни после штурма дома, из которого они обстреляли полицейский наряд. Представили выставку местного фотографа Павла Жданова, запечатлевшего лагеря, где сгинули сотни заключенных. И это страшная хроника.
фото: Светлана Хохрякова
Вместе с Александром Хантом мы приехали в этот удивительный город, куда привозили по воде ссыльных и куда теперь непременно отправляют всех гостей. В Нагаевскую бухту привезли когда-то и знаменитого певца, любимца Сталина Вадима Козина. В роскошном пальто с меховым воротником, которое ему позволили надеть, он странно выглядел среди людей в тюремных робах. В Магадане помнят и другие невероятные истории, и не только из лагерной жизни. Например, о том, как река вышла из берегов и красная рыба лежала на дороге. Приходи и собирай.
Местные жители с гордостью рассказывали, что всю жизнь прожили в Магадане и уезжать не собираются, вспоминают слова из песни Высоцкого, памятник которому стоит в бухте Нагаева, поскольку он день провел в городе: «Мой друг уехал в Магадан… уехал сам, не по этапу». Но кто-то мечтает, но не может навсегда уехать на материк, как там говорят, потому как цены на билеты аховые. А еще считается, что уехавшие на новом месте долго не живут: сказывается климат. Зрители гордятся принадлежностью к поколению, отличавшему Гоголя от Гегеля, но при этом смотреть «Стыд» Юсупа Разыкова о женах подводниках, живущих на Севере (а это одна из лучших российских картин последних лет), не хотят: «Все это есть в жизни. Поезжайте в Магаданскую область и увидите». Люди спрашивают: «Вы на кладбище нашем были? Хоронить негде. Большая смертность». Магаданский зритель ждет чего-то комедийного. «Витька Чеснок» в дни проката собирал от силы по 3–5 зрителей, зато на «Сталкере» на нем был почти полный зал. Даже «Звездные войны» привлекают там от силы 20 человек.
До приезда в Магадан Александр Хант сообщил в соцсетях, что ищет актеров для своего нового фильма. Игровой возраст — 16 лет. Претенденты могут быть чуть младше или чуть старше. Ребята заполнили анкеты, и уже по ним шел предварительный отбор. С кем-то кастинг проходил в Интернете. Сегодня это распространенная практика. Можно записать себя на телефон и прислать видео. Из аэропорта после почти 8-часового перелета Хант сразу поехал в кинотеатр, где его ждали потенциальные актеры. С каждым разговаривал минут по 40 про жизнь, обо всем на свете, и кто-то показался подходящим. Все это снималось на камеру. Бесценный материал, на основе которого можно сделать самостоятельный фильм о поколении.
фото: Светлана Хохрякова
Памятник Вадиму Козину.
История 15-летних Дениса и Кати, обстрелявших наряд полиции из окна дома в поселке Стриги Красные Псковской области, убивших пару собак, а потом расставшихся с жизнью, возможно, и не получила бы столь мощной огласки, если бы ребята не транслировали каждый свой шаг в Интернете. Современные Бонни и Клайд хотели отомстить родителям за непонимание. Они храбрились, пили виски, курили, а когда начался штурм дома, скорее всего, растерялись. Спецназ обнаружил их мертвые тела. «До «Витька Чеснока» я пытался запуститься с фильмом про тюрьму, ходил со сценарием по продюсерам. Никто со мной не хотел говорить. Теперь готовлюсь к следующей картине — приключенческой подростковой драме о насилии. В Пскове в ноябре 2016 года произошел конфликт. Подростки начали стрелять по полицейским, и не нашлось грамотного переговорщика, который бы разрешил ситуацию…» — говорит режиссер.
Александр Хант пока действует в одиночку. Продюсера у него нет по принципиальным соображениям — хочется независимости. Теперь он уже не безвестный дебютант, которого никто не хотел еще недавно поддерживать, когда он искал хоть какие-то средства на фильм о тюрьме. За его плечами несколько наград за «Витьку Чеснока» и главное — гран-при конкурса «К востоку от Запада» в Карловых Варах. Над сценарием нового фильма он работает с драматургом Дмитрием Соболевым, главной картиной которого пока остается «Остров» Павла Лунгина. Но денег на новый проект у Ханта все равно нет. Магаданские зрители порекомендовали связаться с местными золотоискателями: «Сколько стоил «Чеснок»? 25 минкультовских миллионов? Да это две машины самородков». Дальше Александр Хант отправится в Екатеринбург, где продолжит кастинг, а возможно, именно там будет снимать свой фильм.
Колымские зрители, которым «Витька Чеснок» понравился, говорили: «Не надо было в Магадан приезжать с таким фильмом. Здесь каждая третья семья такая». При этом задавали Ханту вопрос, почему он не снимает в Магадане. «Я бы хотел к вам приехать и снимать фильм, но это очень дорого», — ответил им Хант. У всех героев «Витьки Чеснока» тоже есть реальные прототипы. Сценарист Алексей Бородачёв родом из небольшого городка, хорошо знает социальную среду. Но в картине есть и что-то биографическое для режиссера: «Сам я вырос без отца. У него были свои проблемы, в том числе и с алкоголем. Так что приходилось налаживать с ним отношения как с чужим человеком. Но фильм не про мои с ним взаимоотношения, а герои мне понятны». Алексей Серебряков, сыгравший Лёху Штыря, снимался бесплатно. Сам отказался от гонорара, понимая сложную ситуацию дебютанта. «Было ощущение, что он был не рад тому, что со мной познакомился, но, посмотрев фильм, изменил отношение, — рассказывает Александр Хант. — Фиксы у Штыря — из «Груза 200» Балабанова. Алексей Серебряков сохранил их и использовал у нас. Тюремная культура никуда не делась. Сейчас ренессанс 90-х. Это время вошло в наши дни. Немало его примет мы нашли в Твери, где снимали «Витьку Чеснока». Многие надо мной издевались, заставляли страдать. Все-таки мы с оператором были дебютантами».
Разговоры продолжались после показа. Многие сегодня мечтают работать в кино, снимают на телефоны, самые простые камеры, но всем нужны советы профессионалов. Александр Хант получил отличное образование. Сначала окончил операторский факультет в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения в мастерской классика Эдуарда Розовского, снимавшего «Начальника Чукотки», «Человека-амфибию», «Белое солнце пустыни», и Сергея Астахова, работавшего с Алексеем Балабановым. Потом окончил мастерскую Карена Шахназарова во ВГИКе, получил режиссерское образование. Но молодым он дал своеобразный совет: «В Интернете можно получить образование лучше, чем в вузе, если у тебя есть глаза».