На канале «Россия 1» начинается показ сериала «Ненастье» — экранизация одноименного романа Алексея Иванова, в котором рассказывается о братстве афганцев и страшноватых 90-х.
Алексей Иванов — один из самых известных современных российских авторов. Его, пожалуй, можно назвать и «певцом Урала», и даже «писателем-краеведом», хотя, конечно, ни одно из этих званий не отражает в полной мере того, чем является Иванов. Или являлся — когда-то для Перми, против культурной революции в которой он выступал очень рьяно, а сейчас — для Екатеринбурга. Его литературную карьеру тоже не назвать ровной. В начал нулевых он «выстрелил» двумя книгами — «Географ глобус пропил» и «Сердце пармы», номинировался на престижные литературные премии (и получал их, разумеется), потом десятилетие игнорировал эти явные признаки литературного процесса страны.
Алексей Иванов: «Рад, что в экранизации моей книги сыграл Хабенский»
Стал известен даже далеким от литературы людям после выхода в 2013 году экранизации «Географа» Александром Велединским — с Константином Хабенским в роли учителя, утратившего означенный наглядный материал. В последние годы об Иванове слышно все чаще — и в связи с выходом новых книг, и в связи с общественной деятельностью. А также в связи с готовящимися или готовыми экранизациями его произведений. Сейчас дошла очередь до опубликованного в 2015-м романа «Ненастье», сериал по которому с понедельника, 12 ноября, показывает телеканал «Россия 1».
По сюжету фильма, в 1999 году бывший афганец Герман «Немец» Неволин (Александр Яценко) работает водителем инкассаторского грузовика. Во время важной перевозки, когда инкассаторы забирают сразу пятнадцать мешков с деньгами, «Немец» завладевает оружием своего приятеля, тоже бывшего афганца Виктора Басунова (Александр Голубев), нейтрализует остальных охранников и крадет невероятную сумму. Мешки с деньгами он прячет в лесной схрон, машину — белую «девятку» — бросает на оживленной площади, а сам скрывается в поселке Ненастье, где надеется переждать время активных поисков и вспомнить, как он дошел до жизни такой.
Водителем в структуре «Коминтерна» — содружества бывших участников Афганской войны — Неволин стал еще в 1991-м по приглашению своего однополчанина Сергея Лихолетова (Александр Горбатов). Этой структуре пришлось бороться за место под солнцем с бандитскими группировками, которые в изобилии появились в позднем СССР. Афганцы занимались и финансами, и стихийными рынками, возили импортные товары и торговали на бирже. Лихолетов приютил слегка неприкаянного «Немца», познакомил его с тренером Яр-Санычем (Сергей Маковецкий), который тренирует боевое крыло «Коминтерна», и его дочкой, будущей пианисткой Таней (Татьяна Лялина). И чтобы понять, почему герой предал афганцев и ставшую его женой Таню, ему нужно не просто высидеть положенное время в Ненастье, но и вспомнить все прошедшие годы.
Алексей Иванов: Россия выжила благодаря учителям, врачам и инженерам
«Ненастье» вышло в 2015 году, и именно тогда Алексей Иванов отказался от бойкота литературных наград — роман попал в число финалистов «Большой книги», правда, премии ему не досталось. Но определенное признание критиков он все же получил. И обращение телевизионщиков именно к этому, относительно свежему, произведению уральского писателя, может привести к тому, что сдвинутся с мертвой точки и другие проекты по экранизации его романов.
Делать телефильм по «Ненастью» взялся Сергей Урсуляк — создатель сериалов «Ликвидация», «Исаев», «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон». Собственно, именно из последнего проекта — экранизации эпопеи Шолохова — Урсуляк и собрал команду для работы над «Ненастьем». Большая часть съемочной группы, исполнители главных ролей — все они три года назад разбирались в перипетиях казачьей жизни в период слома эпох. В романе Иванова тоже речь о непростом времени — показать 90-е в российском кинематографе пробовали многие, но не все попытки можно было зачесть. Для усиления эффекта Урсуляк даже сдвинул временные рамки: в романе «Немец» совершает ограбление уже в 2008-м, совсем в другой стране. Кроме того, частично смещены и акценты, расставленные в книге.
На премьере сериала актер Александр Яценко ответил на несколько вопросов АиФ.ru.
Игорь Карев, АиФ.ru: Какими для вас были 90-е годы?
Александр Яценко: Это время моего расцвета, я не особо замечал проблемы в стране, я был увлечен друзьями и театром. У меня было серьезное увлечение — турник, у которого мы собирались всем двором, чтобы выяснить, кто главный. Но, конечно, никаких главных на этом турнике никогда не случалось. Ну и рынки запомнились.
Павел Лунгин: в 90-е Россия была подобна дембелю, вернувшемуся из армии
— Вы ностальгируете по тому времени?
— Конечно. Но только потому, что я был тогда молод. В начале 90-х мне было пятнадцать лет, я себя ощущал довольно ярко. Я скучаю по тем временам, но понимаю, что это все лишь лирика.
— Совпало воплощение 90-х в сериале с вашими воспоминания?
— Да, совпало. Появилось чувство, что я это все сам прожил. Работать с командой Сергея Урсуляка очень приятно — мы знакомы с сериала «Тихий Дон», и чем-то это было похоже на отряд в пионерлагере: все мобильны, все друг за друга, все за идею, за то, чтобы начинать с утра пораньше.
— Но сама книга наполнена не самыми добрыми персонажами…
— Да, книга страшноватая. И хорошо, что ее экранизацией занимался Сергей Урсуляк, который во всех страшноватых моментах видел какое-то яркое, доброе и цельное зерно. У него есть дар — он все перемалывает, и его персонажи получаются не совсем «ивановскими», а, скорее, «урсуляковскими».