АиФ.ru рассказывает истории самых известных невозвращенцев Советского Союза из мира балета.
Лишение гражданства, заочный арест и полное забвение на родине — это лишь небольшой список тех санкций, которые неизбежно настигали невозвращенцев. Новая жизнь требовала от них больших жертв. Так, например, «предатель» Рудольф Нуреев навсегда потерял связь с отцом, который от него отрекся. Александр Годунов — жену и музу Людмилу Власову, Михаил Барышников — любимую женщину Татьяну Кольцову. И если тот же Нуреев смог пережить разлуку с семьей, то Годунов не справился с этим испытанием. Как сложилась судьба известных беглецов из мира балета, рассказывает АиФ.ru.
Наталия Макарова
В 1989 году в аэропорту Пулково приземлился самолет из Нью-Йорка. Как только двери воздушного судна открылись, из них буквально выпорхнула навстречу ожидавшей ее толпе экс-солистка Театра оперы и балета имени Кирова Наталия Макарова. Это было первое посещение Советского Союза танцовщицей, с тех пор как она попросила политического убежища в Великобритании.
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
В 1970 году тогда еще тридцатилетняя Наташа случайно оказалась на гастролях в Лондоне. В поездку ее отправили практически силой. В Ленинграде Макарова готовила очередную сложную партию и не хотела терять драгоценное время даже на командировку. Конечно, спорить с высшим руководством театра балерина не решилась, это было бесполезно и даже опасно. Оказавшись в британской столице, Наталия встретилась со своим другом, внуком известного политического деятеля Михаила Родзянко Владимиром. Именно после разговора с ним Макарова решила не возвращаться на родину и вызвала полицию, чтобы оформить все по закону. К сожалению, поступок балерины стоил главному балетмейстеру Ленинградского театра оперы и балета Константину Сергееву должности. Его уволили с формулировкой «за ослабление идеологической работы».
Принимая решение остаться, Наталия видела себя на сцене королевского Ковент-Гардена. Но труппа не собиралась принимать очередную советскую беглянку с распростёртыми объятиями. Артисты поставили руководству ультиматум: либо мы, либо она. В итоге Макарова стала примой Американского театра балета и обосновалась в США. На сцену Ковент-Гардена танцовщица все же вышла, но позже и в качестве приглашенной звезды.
Кстати, именно на другом континенте балерина встретила будущего супруга. Бизнесмен Эдвард Каркар мечтал познакомиться с ней еще во время гастролей Наталии в составе ленинградской труппы. Однако тогда она лишь успела оставить ему свой автограф. Открытку с подписью Макарова нашла у мужа уже после их свадьбы.
Посмотреть изображение в Твиттере
Посмотреть изображение в Твиттере
VashDosug.ru
@vashdosugru
Балерина Наталья Макарова ставит в МАМТе шедевр Мариуса Петипа http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/article/71416/ …
21:22 — 8 окт. 2013 г.
Смотреть другие твиты VashDosug.ru
Информация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
В СССР у артистки осталась мама, после побега дочери ее часто вызывали в КГБ на допросы и клеймили позором. На одной из таких встреч женщину в который раз обвинили в случившемся, на что та заявила: «Я воспитала хорошего человека, все остальное — это ваша ответственность». Удивительно, но после этих слов ее больше не трогали. Тем временем Макарова пыталась всеми возможными способами поддерживать связь с родным человеком, через друзей и знакомых передавала небольшие подарки, письма и фотографии. Их встреча состоялась лишь спустя 20 лет.
Михаил Барышников
Квартира в центре Ленинграда с домработницей, собственная «Волга» и зарплата 440 рублей. В свои 25 лет Михаил Барышников имел все, о чем мог мечтать обычный советский человек. Но танцовщик явно не относился к категории «обычных», он хотел свободно жить и творить. А такую роскошь в Советском Союзе не позволяли себе даже высшие партийные деятели.
Михаил Барышников. Не обещал вернуться. Жизненные пируэты Михаила Барышникова
О том, что благополучный и примерный во всех отношениях Миша Барышников хочет уехать из страны, КГБ не подозревал. Возможно, переписка танцовщика с «предателем» Нуреевым могла открыть глаза сотрудникам спецслужбы на происходящее, однако этот факт его биографии каким-то чудесным образом остался незамеченным. Как, впрочем, и записка с детальным планом побега, которую артист получил, будучи на гастролях в Канаде в 1974, во время приема в честь прибытия труппы Кировского театра. Схема была простой: сразу после выступления Барышников должен был выйти через черный вход и добраться до назначенной улицы, где его ждала машина. С первых минут все пошло не так, как планировалось. Сначала танцовщик задержался из-за поломки занавеса, потом зрители стали вызывать своего кумира на бис. Когда он наконец-то покинул театр, Михаила окружила толпа фанатов, среди которых, естественно, были и представители КГБ. Дав пару автографов, чтобы усыпить их бдительность, Барышников прорвался через толпу и побежал. Погода в этот день явно была не на его стороне: пошел мелкий дождь, и асфальт стал очень скользким, но артист все же оторвался от преследователей и сел в машину, где находился сотрудник миграционной службы.
Из Канады танцовщик переехал в США и стал сначала премьером, а затем руководителем Американского театра балета. В 1989 году он оставил свой пост и занялся современным танцем. Также Барышников снимался в кино. Его можно увидеть не только в известном телесериале «Секс в большом городе», но и в других фильмах. Самые известные — «Белые ночи» и «Поворотный пункт». Кстати, последний был номинирован на «Оскар», правда, так его и не получил.
Рудольф Нуреев
Москва — Париж — Лондон — Москва. Именно такой маршрут должна была совершить труппа Кировского театра в 1961 году, отправляясь на гастроли. Конечно, далеко не все артисты попали в список выехавших за рубеж. Но Рудольф Нуреев все же оказался одним из этих «счастливчиков». Французский импресарио буквально отвоевал премьера у руководства театра, заявив в ультимативной форме, что без танцовщика никаких гастролей не будет.
Рудольф Нуреев. Нищее детство и обеспеченная старость. 9 фактов о Рудольфе Нурееве Во время поездки Рудольф вел себя не так, как подобает добропорядочным советским артистам. Он один гулял по городу, заводил, по мнению сотрудников КГБ, сомнительные знакомства, а вместо музеев посещал увеселительные заведения. Естественно, было принято решение отправить «бунтаря» домой, как только гастроли в Париже подойдут к концу. Сделать это нужно было тихо, не привлекая внимания журналистов. Однако обойтись малой кровью не получилось. Когда 17 июня 1961 года во французском аэропорту Ле-Бурже артисту сообщили, что его срочно вызывают в Москву для выступления в Кремле, он тут же понял, в чем дело, и молниеносно принял одно из самых важных решений в своей жизни. Увидев полицейских, Нуреев подошел к ним со словами: «Я хочу остаться в вашей стране». Рудольф практически не глядя подписал все необходимые документы и остался в чужой стране с 36 франками в кармане.
К концу своей жизни танцовщик стал невероятно богатым человеком. Еще бы! В год он давал почти 200 выступлений по всему миру, как сольных, так и в паре с легендарной Марго Фонтейн. Мальчик, которому в детстве приходилось донашивать одежду своих сестер, превратился в обладателя собственного острова и приличного счета в банке, а главное, всю оставшуюся жизнь он танцевал только то, что хотел сам, а не действовал по указке сверху.
Александр Годунов
19 августа 1979 года солист Большого театра Александр Годунов вышел из отеля Mayflower в Нью-Йорке, где остановилась вся труппа из Москвы, и ушел в неизвестном направлении. Супруга Людмила Власова не сразу забила тревогу, ведь за день до этого ее муж блистал на сцене Метрополитен-опера в «Ромео и Джульетте» и у него был законный выходной. К тому же в номере остались его личные вещи и паспорт. Однако вечером балерина поняла, что-то пошло не так, и сообщила о пропаже сопровождающим группу сотрудникам КГБ.
Александр Годунов. Чужой среди своих. Гений балета Александр Годунов умер от одиночества Пока те пытались найти танцовщика, Александр отсиживался в квартире друзей Иосифа Бродского. Поэт помог беглецу замести следы и спрятаться, ведь если бы он оказался в руках сотрудников советской спецслужбы, его бы силой отправили обратно в столицу. Однако у Годунова был иной план: он твердо хотел остаться в Америке. Это решение зрело в его голове несколько лет. Несмотря на свой талант и востребованность, солист Большого театра около 5 лет был невыездным. Организаторы гастролей часто шли на хитрость: писали имя Годунова на афишах, но в последний момент заменяли его кем-то другим. Удивительно, что он не убежал в период своих первых заграничных гастролей, ведь все, начиная от уборщиц театра и заканчивая высшим руководством, знали о непростом характере и свободолюбивом нраве Александра. В Нью-Йорке он наконец-то решился осуществить задуманное.
Узнав об этом, сотрудники КГБ тут же попытались вывезти супругу танцовщика из страны. Но не тут-то было. Перед самым взлетом на борт самолета ворвались сотрудники ФБР и потребовали выдать им Людмилу Власову. Женщина отказалась покидать воздушное судно. В отличие от супруга она не планировала оставаться в Америке, поскольку в Москве балерину ждала престарелая мать. Однако в искренность ее намерения никто среди американских властей тогда не верил. В итоге самолет был задержан в аэропорту Кеннеди на целых три дня и вылетел только после того, как Власова подтвердила свое добровольное желание покинуть страну перед официальными лицами США. Все эти три дня рядом с самолетом находился и Годунов, он до последнего надеялся, что жена примет его сторону. Узнав об отказе, танцовщик впал в глубокую депрессию.
Судьба беглеца сложилась не так радужно, как он ожидал. Американский театр балета, в котором Александр планировал работать, смог принять его только через полгода, когда сотрудники кордебалета прекратили свою забастовку из-за появления нового солиста. Но то ли в силу своего характера, то ли из-за конфликтов с руководителем труппы Михаилом Барышниковым артисту пришлось оставить коллектив практически через год и начать сольный проект «Годунов и звезды». Поездив по стране с гастролями, он в итоге оставил сцену и стал актером. На этом поприще достижения Александра были настолько скромными, что из всех картин можно вспомнить, пожалуй, только «Свидетеля» и «Крепкий орешек». Тоска по жене и нереализованность в профессии усугубили пристрастие артиста к алкоголю. В 1995 году Годунов отправился на очередные съемки в Будапешт, там ему удалось впервые встретиться с матерью и братом через 16 лет после побега. Свидание с родными больше походило на деловые переговоры, родственники только попросили денег и уехали, а танцовщик запил еще сильнее. Его нашли мертвым в своей квартире 18 мая 1995 года. Александру было всего 45 лет.
Источник: http://www.aif.ru