Такое ощущение, что авторы, сосредоточившись на технической стороне вопроса, забыли о том, что в фильме еще должны быть живые люди, чьи истории и заставляют зрителя сопереживать происходящему.
13 июля 1942 года в районе хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области танка КВ-1 15-й танковой бригады 9-й армии Юго-Западного фронта под командованием лейтенанта Семена Коновалова принял бой против колонны немецкой техники, в которую входили 75 танков. В ходе сражения советские танкисты уничтожили 16 танков противника, 2 бронемашины и 8 автомашин с живой силой. Считалось, что Семен Коновалов и члены его экипажа погибли. Герой был представлен к награде посмертно, однако, как выяснилось позднее, лейтенанту и двум его товарищам удалось выжить. Они захватили немецкий танк, на котором добрались к своим, и продолжили бить фашистов.
История подвига Семена Коновалова кажется невероятной, но она подкреплена документами. АиФ.ru опубликовал материал об этих событиях в мае 2015 года, задолго до того, как кинематографисты приступили к съемкам картины «Несокрушимый». Поэтому выхода фильма ваш покорный слуга ждал с нетерпением, надеясь на то, что подвиг танкистов получит достойное экранное воплощение.
Сукачев и танки очень хороши
Реальная история Семена Коновалова настолько яркая, что создателям фильма, на мой взгляд, нужно было просто не испортить ее, не потерять красок.
Что же получилось в итоге?
Авторы «Несокрушимого» очень ответственно подошли к воссозданию танка КВ-1, а также к батальным сценам. Возможно, специалисты найдут, к чему придраться, но для обычного зрителя все выглядит очень хорошо. Герои часто и много говорят о деталях и механизмах танков, чтобы зритель понимал — и авторы сценария, и артисты глубоко погрузились в тему.
На танки и компьютерную графику, очевидно, и ушла большая часть 300-миллионого бюджета картины. Картинка на экране свидетельствует, что траты были не напрасными.
Как всегда, на высоте оказался Гарик Сукачев, чья песня звучит в финале «Несокрушимого».
Пожалуй, это все, за что хочется похвалить авторов. Потому что сюжет, который имел все шансы превратиться в киношедевр, получился «фильмом на один раз».
Кто вы, товарищ Коновалов?
Такое ощущение, что авторы, сосредоточившись на технической стороне вопроса, забыли о том, что в фильме еще должны быть живые люди, чьи истории и заставляют зрителя сопереживать происходящему.
По каким-то своим соображениям создатели картины превратили 22-летнего Семена Коновалова, который закончил танковое училище буквально за месяц до начала войны, в зрелого мужчину с богатым жизненным опытом, успевшего повоевать в Испании.
Наверное, это нужно для раскрытия персонажа? Да нет, в общем-то, потому что Коновалов не раскрыт никак. Мы видим, как офицер допускает ошибку, из-за которой гибнет его танк и члены экипажа. Но переживания танкиста остаются где-то глубоко внутри него. Так продолжится и дальше — когда где-то в середине фильма погибает механик Рыков, удачно сыгранный Олегом Фоминым, лейтенанта хватает только на одну фразу, произнесенную совершенно без эмоций: «Мы за них отомстим!»
Другой взгляд на войну. Почему фильм «Собибор» снят не для нас
Он, она и замполит
Авторы ввели в фильм любовную линию — в часть, где служит Коновалов, приезжает его жена, которая работает на танковом заводе, а теперь создает ремонтную базу для действующей армии.
Из диалогов между Коноваловым, которого играет Андрей Чернышов, и его женой Павлой, которую играет Ольга Погодина, мы понимаем, что они очень сильно поссорились. Танкист подозревает жену в измене, а она считает подозрения напрасными, хотя и чувствует за собой некую вину.
Вы думаете, нам расскажут, что у них произошло, какая драма разыгралась? Нет, авторы сочли, что для раскрытия персонажей это необязательно.
В какой-то момент нам предлагают любовный треугольник: к Чернышову и Погодиной присоединяется Сергей Горобченко, играющий замполита части, который давно не любит Коновалова, зато неравнодушен к его жене.
Образ замполита — это, наверное, самый оглушительный провал картины. Обвинять в этом актера Горобченко не хочется, ибо он играет то, что предложили ему сценаристы.
А предложили они вот что — изначально замполит сволочь, желающая отдать всех под трибунал, затем он становится еще большей сволочью, поскольку хочет отношений с женой Коновалова, потом два офицера бьют друг другу лица под радостные возгласы личного состава и в присутствии командира части, а потом персонаж Горобченко … все осознает и становится хорошим. Извини, говорит, товарищ, не знал, что это твоя жена, давай дружить и вместе бить врага. Никаких полутонов и психологических переходов, раз — и перед нами другой человек.
Механик с идеальным макияжем
На этом фоне тот факт, что замполиты в Красной Армии появились только через несколько месяцев после подвига Коновалова — это такая мелочь, на которую не стоит обращать внимания.
Как и на то, что раненый Коновалов в медсанбате через час после операции оказывается в новенькой гимнастерке со знаками различия. Как и на то, что командир танковой части с замполитом в полевых условиях ходят в идеально чистой и новехонькой форме с иголочки. Как и на то, что у гениальной женщины-механика, которая весь фильм занимается ремонтом, ни разу не пачкаются ни лицо, ни руки — идеальный макияж, чистенький комбинезон и сапожки.
Роль командира части играет Дмитрий Золотухин, некогда игравший Петра I в фильмах «Юность Петра» и «Россия молодая». Насколько ярким получился золотухинский царь, настолько же безликим вышел командир танковой части. И опять-таки, к самому актеру особых претензий нет — по сюжету его герой говорит и делает правильные вещи, но о нем самом мы не узнаем ничего. Между прочим, у него на груди орден Ленина, который в те годы абы кому не давали. За какой подвиг его наградили, почему он так верит в Коновалова и считает его танковым гением? Догадайтесь сами, уважаемые зрители.
Фёдор Бондарчук: Снять кино о войне — пунктик каждого режиссера
Почти что пошлость вместо драмы
В разгар главного боя жена Коновалова получает тяжелое ранение. И вот здесь должен наступить эмоциональный пик лини отношений между мужчиной и женщиной. А он не наступает. Потому что Коновалов и его жена обмениваются стереотипными фразами, которые никак не цепляют за душу. Даже на слабом сценарном материале все это можно было бы передать ярче, но тандем Чернышова и Погодиной исполняют это так, что хочется посмотреть на часы и спросить: «Ребята, у вас все?»
А концовочка получается по сериальному глуповато-пошлой — Коновалов, добравшийся до своих, несет на руках свою тяжелораненную жену, которой явно полегчало, и здесь не хватает только титра: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день».
Друзья, в комедийном «Небесном тихоходе» 1945 года отношения между мужчиной и женщиной выглядели драматичнее. А «В шесть часов вечера после войны», картине 1944 года, где герои вообще разговаривают в стихах, боли и переживаний во сто крат больше, чем в «Несокрушимом».
Творцы не тянут
Можно было рассказать большую историю о великом подвиге через кровь и боль, о преодолении и героизме, которая вкупе с хорошо сделанными сценами боя и военной техникой могла зацепить всех — и старшее поколение, и молодежь.
А в результате получилась средняя картина про то, что «наши победили, наши молодцы».
Воспитание патриотизма — это вещь очень важная. Но когда реальный подвиг с помощью кино преподносится людям «недоделанным», местами искусственным, результат может получиться обратным ожидаемому.
Российское кино по-прежнему в долгу перед настоящими героями нашей страны. Уровень наших творцов остается невысоким, хотя они сами, судя по всему, уверены в обратном.