На Открытом российском кинофестивале в Сочи прошла премьера последнего фильма Веры Глаголевой. После ее смерти картину заканчивали коллеги. Вся российская часть была снята при жизни Веры в Тульской области . Экспедиция в Казахстан, о которой она мечтала, состоялась позднее усилиями подруги Веры — продюсера Натальи Ивановой. Теперь картина называется не «Глиняная яма», а «Не чужие».
фото: Светлана Хохрякова
Режиссер Алексей Федорченко в футболке с портретом Олега Сенцова.
На премьеру приехала дочь Веры Анна Нахапетова. Она и получила приз за свою прекрасную маму — человека редкой души, которую очень любили кинематографисты.
Пьеса Ольги Погодиной-Кузьминой, на основе которой написан сценарий, когда-то привлекла внимание Алексея Балабанова. Он сделал свою версию, и это наверняка было бы жесткое и трагическое кино. Не успел. А Вера Глаголева, как человек совсем другого склада, изменила финал, чтобы оставить зрителю надежду, но материал этому сопротивлялся.
Поэтому какие-то вещи кажутся неоправданными — многие поступки героев, и особенно характер молодого азиатского мужчины, национальность которого намеренно не конкретизируется. Главное, что он человек другой культуры, со своей внутренней драмой. Его сыграл актер из Казахстана Санжар Мади. Он здесь чужак, замкнутый одиночка, которому надо как-то выживать. Он рубит мясо на рынке, это его работа, женится на женщине с двумя детьми, которых выставляет из дома, не своего, а их покойного отца, погибшего в глиняном карьере.
Параллельно он заводит роман с сестрой своей жены. Женские роли сыграли Лилия Волкова из Театра им. Моссовета, Анна Капалева — из «Электротеатра», Татьяна Владимирова — из Театра.doc. Три женщины с куриными мозгами, не способные любить. Но трагического накала в фильме нет, а он необходим, отсюда и ощущение, что чего-то главного не произошло.
«Война Анны»
От «Войны Анны» Алексея Федорченко тоже ждали другой степени трагизма, искали параллелей с дневником Анны Франк, а он ничего подобного не закладывал: «У меня вообще таких мыслей не было. Это история выживания. Можно вспомнить Робинзона Крузо или Маугли. Все параллели случайны».
Когда-то Федорченко нашел в Интернете реальную историю — взрослая женщина рассказывала о своем детстве, как 12-летней девочкой два года пряталась в немецкой комендатуре на Полтавщине. И снял камерную картину о 6-летней девочке, победившей во Второй мировой войне. Главную роль сыграла Марта Козлова — прирожденная актриса. Вела себя как настоящий профессионал. Лишь однажды заявила, что не будет сниматься, уйдет из проекта, потому что ненавидит помидоры, а надо было по роли их есть. Пришлось напичкать овощ сиропом, чтобы продолжить работу. Марту тоже нашли в Интернете по портрету, сделанному ее мамой — профессиональным фотографом. Теперь Алексея Федорченко спрашивают, почему Украина не упоминается в картине. Он отвечает: «Евреев убивали не только в Киеве, а везде. И не только немцы, но и местные жители. Это не украинская проблема, а проблема планеты Земля, и конкретизация не нужна. Марте надо выжить, поесть, сходить в туалет, а все остальное не имеет для ребенка значения. Выжить и совершить поступок — именно в таком порядке».
Марта Козлова не боялась ни мышей, ни крыс, которых ее героине приходилось есть. Испугалась лишь дыма в камине: «Нечем было дышать». На встречу с журналистами она принесла игрушку — хомячка Хому.
Иван Грозный в желтых тонах поражает воображение
Режиссер-дебютант Михаил Кукушкин снял картину «Дар» по роману «Золотая струя» курганского писателя Сергея Жмакина, входившего в лонг-лист одной престижной премии. Начинающий кинематографист и предположить не мог, насколько актуальным станет его творение в свете нападения вандала на шедевр Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына».
Герой картины, выдворенный на пенсию с предприятия, которому отдал больше сорока лет доблестного труда, открыл в себе необычный дар. Справит физиологическую нужду — и на тебе шедевр. Портрет на снегу желтого цвета — точная копия реального человека.
От заказчиков отбоя нет. Но и копию знаменитого полотна Репина он способен сделать: Иван Грозный в желтых тонах поражает воображение зрителей. И сырье экологически чистое. Называется «урина», а если проще, то моча. «Писающий мальчик», а точнее пенсионер, наделал шума своей необычной техникой. Галереи стали гоняться за его шедеврами. Важные люди из Москвы и местное начальство стали в гости захаживать. А новоиспеченному творцу стыдно смотреть в глаза своему брату — рабочему с завода. Актер Юрий Оборотов и сам чего-то стеснялся, а потому отказывался от роли. Пришлось уговаривать. «Мне было неловко, но потом я согласился, поскольку, как и мой персонаж, я был против этой затеи. Собственно, поэтому и согласился. Мне ничего и не пришлось играть. Да, это хохма, но она высветила многие проблемы российской жизни».
Спрашиваю у Михаила Кукушкина, что он почувствовал, узнав о трагических событиях в Третьяковской галерее. «Для меня это событие совсем не выгодно. Я-то думал совсем о другом и привлекать внимание таким образом не собирался. Мы вместе с автором романа Сергеем Жмакиным сделали первый вариант сценария. Он, как и я, из Кургана. Потом от каких-то вещей отошли, но общую атмосферу романа «Золотая струя» сохранили. Мне хотелось идти в пути иронии, существовавшей в советском кино. В современном актуальном искусстве я не силен. Да я и не пытался сделать фильм про современное искусство. Мне гораздо интереснее характеры. Неожиданно вылезла тема чиновников, которые мешают людям жить».
Можно сказать, что Михаил Кукушкин — самородок. Он прошел обучение в одной частной киношколе, где готовят режиссеров и актеров всего за 5 месяцев. Только наличие таланта может оправдать такую космическую скорость обучения. Снимать «Дар» собирался на родине, в Кургане. В итоге нашел натуру в Подмосковье, что больше напоминает отдаленные территории. Получилось забавно. Кому-то показалось, что пошло. Но вполне в духе народной комедии. Наш ответ шведскому «Квадрату», получившему все мыслимые и немыслимые награды.