В Италии прошел «Италия-Россия. Кинороман» — фестиваль-ретроспектива, который показал многолетнее сотрудничество кинематографистов двух стран.
В итальянских городах Болонье и Милане прошел четырехдневный фестиваль-ретроспектива «Италия-Россия. Кинороман», на котором были показаны плоды многолетнего сотрудничества кинематографистов двух стран. Организаторами фестиваля стали «Русские сезоны» российского Министерства культуры и ГК «Галерия», он был проведен в рамках президентской программы Года России в Италии.
«Без итальянского неореализма не состоялся бы прорыв дерзких гениев „Оттепели“, а без наших мастеров — от Калатозова до Михалкова, от Тарковского до Звягинцева — невозможно представить синемавитту на Апеннинах», — уверен генеральный продюсер фестиваля Владимир Пирожок. Он напомнил, что российско-итальянское сотрудничество в области кино началось сразу после Второй мировой войны.
«Оно продолжается по сегодняшний день. Что подтверждает неизбывную энергию притяжения двух стран и культур», — заключил Пирожок.
Первым фильмом, над которым работали представители киношкол двух стран, стала драма «Они шли на Восток», поставленная Джузеппе Де Сантисом и Дмитрием Васильевым в 1964 году, через год после того, как Федерико Феллини получил Большой приз Московского кинофестиваля. «Они шли на Восток» — рассказ о судьбе итальянских солдат, которые во время Великой Отечественной войны воевали с СССР на стороне гитлеровской Германии. Среди актеров, занятых в этой картине, — Жанна Прохоренко, Татьяна Самойлова, Питер Фальк, Лев Прыгунов, Эльза Леждей.
Показали на фестивале и «Красную палатку» Михаила Калатозова, в которой наравне с Шоном Коннери и Клаудией Кардинале снимались Никита Михалков и Донатас Банионис. Кроме того, в Италию привезли и самую «итальянскую» из советских комедий, — «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова — до сих пор нежно любимую в России и почти неизвестную на родине незадачливых охотников за петербургским кладом.
И, разумеется, фильм «Очи черные» Никиты Михалкова, снятый по мотивам рассказов Чехова, главную роль в котором сыграл знаменитый Марчелло Мастроянни.
Разумеется, одними показами фильмов фестиваль не ограничился. В его программе была и презентация картины «Иоанн Павел II: Святой человек», главного героя в которой сыграл российский актер Алексей Гуськов. Были на фестивале и специальные мероприятия для юных зрителей, и встречи с актерами: в Болонью и Милан приехали Марат Башаров, Лариса Удовиченко, Макс Нардари, Алиса Лобанова, Армандо Пицутти, Роберта Карруба, Анита Кравос.
«Из всех европейских кинематографий итальянская оказалась ближе всего сердцу российских художников кино и кинозрителей, — считает кинокритик Андрей Плахов. — В их благодарной памяти навсегда остались лучшие фильмы, созданные в Италии, а имена знаменитых актеров и режиссеров этой страны стали в России культовыми. Мало того, советская „оттепельная“ волна, покорившая мир такими фильмами, как „Летят журавли“, „Баллада о солдате“, „Застава Ильича“, „Иваново детство“, „Первый учитель“ и другие, возникла под мощным влиянием итальянского неореализма и итальянской кинокультуры».
На закрытии фестиваля была вручена премия «Феликс», которая присуждается за вклад в развитие итальянско-российских гуманитарных связей. Ее лауреатом стал Лев Прыгунов, который во время фестиваля встретился с итальянским актером Рафаэле Пису, с которым вместе снимался в «Они шли на Восток», спустя более чем полвека после завершения работы над этим фильмом.