На Первом канале начинается показ сериала «Операция „Сатана“». Он расскажет о пятом деле майора Черкасова: главный герой будет защищать секретную ракету от американских шпионов.
Больше Черкасова
Сериал «Мосгаз» в 2012 году воспринимался как еще один фильм о страшном советском прошлом, в котором обитали страшные и кровавые маньяки. Причем граждане сами пускали этих маньяков в свои дома и закономерно расплачивались за свою доверчивость жизнью и имуществом.
Палач по кличке «Мосгаз». За кадром сериала
Правда, чуть позже оказалось, что все критики «Мосгаза» смотрели не туда, куда нужно. В фильме зрителям больше всего понравился дуэт двух следователей: майора из МУРа Ивана Петровича Черкасова (его сыграл Андрей Смоляков) и эксперта-криминалиста Сони Тимофеевой (Марина Александрова).
Разумеется, в итоге у них получилось разоблачить преступника: сериал был основан на реальной истории начала шестидесятых, когда люди действительно спокойно открывали двери, если неожиданный визитер говорил, что он представитель солидной и нужной организации. Совершивший несколько убийств злодей был пойман и наказан: его приговорили к смертной казни и сразу же расстреляли. В сериале его судьбу менять не стали.
А вот Черкасов и Тимофеева остались. В 2014 в сериале «Палач» они изобличали палача Локотской республики Антонину Макарову. В 2015 серию продолжил многосерийный «Паук», поставленный по мотивам ограбления Госбанка Армянской ССР в 1970-е, а в 2016 — «Шакал», в котором уже не было опоры на конкретное преступление, но который был посвящен становлению организованной преступности в СССР. Все это не являлось документальным исследованием советского прошлого: менялись имена действующих лиц, а место действия перемещалось в Москву и окрестности, чтобы дела попадали в руки Черкасову и Тимофеевой.
Возвращение Черкасова
Пятая часть сериала с подзаголовком «Операция „Сатана“» тоже реального уголовного дела в основе не имеет. По сюжету сериала в середине семидесятых американские спецслужбы озаботились тяжелой ракетой, способной нести несколько боеголовок, которую начал разрабатывать Советский Союз. Секретную информацию передает таинственный шпион по кличке Камень, ему помогает бывший фашистский прихвостень и еще один американский шпион Рыбак (Игорь Гордин), а организатором выступает талантливая сотрудница ЦРУ Лора Купер (Яна Сексте).
Черкасов по-прежнему майор, но из МУРа его уволили еще в конце четвертого сезона, так что он временно обретается в участковых и пьет горькую. Впрочем, это не мешает ему начать расследование убийства сотрудницы того самого секретного предприятия, с которого Камень крадет чертежи ракеты «Сатана». Правда, начальник-карьерист приказывает Черкасову «не портить отчетность», но когда отважный майор подчинялся разным самодурам? Ему и КГБ не особо мешает, хотя именно туда нужно отдать все наработки.
Зато мы делаем ракеты
Сериал, разумеется, на достоверность не претендует, хотя авторы и постарались воссоздать интерьер советских НИИ (нашли в подмосковном Зеленограде) и нагнали кучу машин того времени в сцены, которые проходят в Москве. Даже упомянули о проблеме выбора между ракетами на жидком и твердом топливе. Но в реальности все, конечно, было намного скучнее и прозаичнее.
Сериал «Палач»: по следам Тоньки-пулемётчицы
СССР во многих направлениях — особенно в части военной техники — являлся первопроходцем. Например, залповые реактивные системы («Катюши») появились именно у нас, да и твердое ракетное топливо тоже было придумано советскими учеными. Но после войны все усилия были брошены на большие баллистические ракеты, которые могли доставить не только человека в космос, но и ядерную боеголовку в США. Твердое топливо отошло на второй план: оно для таких задач не было предназначено.
Все изменилось в конце пятидесятых, когда стало известно об американских твердотопливных «Минитменах». Тогда спохватились, начали изобретать свое. Разработку курировал сам Королев, но увидеть испытание серийной ракеты на твердом топливе ему уже не довелось. В общем, к середине семидесятых выбор между жидким и твердым топливом уже не обсуждался. У каждого направления была своя ниша, свои НИИ и заводы: в те годы уже начиналась разработка «Тополей» для мобильных платформ, да и подводники с радостью перешли бы на твердотопливные ракеты, если бы была такая возможность.
А что с «Сатаной»?
А вот ракета «Сатана» на самом деле была. Правда, в СССР ее так не называли: это была ракета Р-36М, имевшая множество цифро-буквенных обозначений. Собственное имя — «Воевода» — получила только модификация Р-36М2, созданная уже в восьмидесятые. А вот по классификации НАТО все типы этой ракеты были «Сатаной»: вернее, SS-18 Satan.
Ракета действительно оказалась мощной и надежной, могла нести от восьми до десяти боеголовок (имелись и моноблочные варианты оснащения). Она до сих пор стоит на вооружении российской армии.
А в девяностые годы в рамках работ по конверсии был разработан совместный российско-украинский проект: снятые с боевого дежурства ракеты Р-36М использовались как ракета-носитель «Днепр», которая выводила в космос гражданские спутники.
Судьба резидента
В своем шпионском изводе сериал про майора Черкасова, пожалуй, стал более динамичным. Правда, сам следователь к этому отношения почти не имеет: он по-прежнему неспешен, смотрит на всех с мудрым прищуром, вовсю пользуется дружескими связями (а их у него много) и самую малость издевается над молодым стажером. А сюжетные перипетии тянут американские шпионы: в основном в лице персонажа Яны Сексте. У нее есть четкий план действий, опыт и множество шпионских штучек: не таких, конечно, как у Джеймса Бонда, но тоже в целом неплохих.
Конечно, шпионское кино сейчас не в почете. Сериал «Спящие» вызвал нешуточные споры, ссоры и даже временный уход из кино режиссера Юрия Быкова, но он был о нашем времени, что и стало главной причиной раздоров. «Операция „Сатана“» напоминает о Большой игре недавнего прошлого, противостоянии советской и американской разведок, отражением которой в культуре стали фильмы о Бонде, многочисленные сериалы о шпионах и советская тетралогия о Резиденте с Георгием Жжёновым в главной роли.
Разумеется, по законам жанра все будет хорошо, а секреты «Сатаны» останутся секретами, иначе и быть не может. Шпионское кино работает только тогда, когда условные «наши» побеждают. И поэтому майор Черкасов снова будет на коне, а вот американской шпионке придется испытать горечь поражения: несмотря на все ее таланты, она обречена на поражение в этом противостоянии. А история Черкасова продолжится: уже начались съемки следующего сезона под названием «Формула мести».