Вопросом, как повернуть школьников к театру, а театр привести в школы, озаботились сразу два столичных департамента — культуры и образования. Вице-мэр Москвы Леонид Печатников провел в Геликон-опере совещание, посвященное этой теме . Тем более, инициатива ко времени — будущий год объявлен Годом театра, который к тому же совпадает с объявленным ранее Президентом России Десятилетием детства.
За длинным столом с одной стороны от Печатникова — режиссеры и директора театров (Владимир Машков, Иосиф Райхельгауз, Евгений Писарев, Тереза Дурова, Ирина Апексимова, Дмитрий Бертман, Дмитрий Брусникин, Александр Федоров), с другой — представители образования.
— Мы разработали новые подходы к решению этой темы, но они не могут быть реализованы без мнения профессионалов. И мы понимаем, что в таком деликатном деле не может быть компанейщины (это самое страшное и губительное), программа реально должна работать и быть полезна детям.
Вслед за вице-мэром глава Департамента культуры Александр Кибовский кратко излагает суть программы. Она должна развиваться по трем направлениям: посещение школьниками театра, что было всегда, но тут есть нюанс. Если прежде школам раздавали билеты в абы какие театры, то теперь руководители школьных учреждений в вопросе выбора культурных заведений и спектаклей получают полную самостоятельность. Скажем, Москва выделяет квоты на определенную сумму, школа их по своему усмотрению выбирает или нет, а то, что остается, — возвращается в театр и пускается в продажу. Таким образом, никто не остается в накладе. По сути, посещение театра становится тем же образовательным стандартом, как и все остальное.
— Это не обязаловка, не освоение бюджетных денег — лишь бы куда отвести детей и искусственно заполнить театры, в которые мало кто ходит, — уточняет Печатников.
Второе направление в этом проекте можно сформулировать как движение в обратную сторону: не школа идет в театр, а театр приходит в школу. Как уверяет Александр Кибовский, сейчас многие учебные заведения имеют прекрасно оборудованные залы, где можно показывать и репетировать спектакли. А приход молодых артистов в школы в качестве театральных педагогов в школах ожидают и желают.
И третий пункт совершенно новый — театральные субботы: когда город и его культурные (и не только) учреждения предлагается рассматривать как школу, и, по сути, это образовательно-просветительская программа. В частности, она предполагает не просто посещение театра, но и знакомство с самим театральным процессом.
Собравшиеся профессионалы сошлись на том, что проект крайне важен, необходим, но, как говорит Тереза Дурова, требует не только детальной проработки, учитывающей массу нюансов, но и отдельных встреч за круглым столом с учителями.
— Наша школа ждала этого давно, — говорит Владимир Машков (он имеет в виду не только вообще школу, но и конкретно колледж Табакова). — Мы воспитываем не только артистов, но важно воспитание артистического склада характера у любого человека.
Юрий Грымов справедливо замечает, что хорошее дело, которое затеяли два департамента, может столкнуться с серьезным препятствием:
— Как подростки могут приходить к нам на спектакль, скажем, «На дне», где возрастной ценз обозначен конкретно — 18+? И таких противоречий можно найти много.
Год театра еще не начался, но столичные деятели театра первыми открыли его весьма благородным, но очень трудным делом — поколение, основательно подсевшее на гаджеты, привести в театр.