19 сентября в Новой Третьяковке, что на Крымском валу, открылась выставка художника Михаила Ларионова — одного из крупнейших живописцев XX в., лидера русского авангарда.
На выставке представлено 500 экспонатов, демонстрирующих основные направления его творчества, а также интересы Ларионова как собирателя и коллекционера.
Мы подобрали несколько эпизодов из его жизни, показывающих, насколько неординарным был Михаил Ларионов — художник, которым стоит гордиться.
В 1898 г. Михаил Фёдорович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были Исаак Левитан и Валентин Серов. Но первая же выставка с его участием, в сентябре 1902 г., окончилась грандиозным скандалом. «Ларионов выставил работы очень интересные, талантливые, с прекрасным, изысканным цветом… Через 15 минут после начала осмотра совет выставки вышел из аудитории. Дверь была закрыта и опечатана». Выяснилось, что несколько картин Ларионова показались совету порнографией. Его исключили — с полным запретом выставляться и даже посещать столовую. Спустя 4 года часть этих картин Ларионова выставит в Париже Сергей Дягилев, и они произведут там настоящий фурор. Но в России Ларионов провёл только одну персональную выставку — в Обществе свободной эстетики в 1911 г.
Именно Ларионов изобрёл то, что сейчас называется боди-артом, опередив Запад где-то на полвека. К нему начали стекаться московские дамы: «По отношению к модницам г-н Ларионов несколько изменил метод раскрашивания: у женщин покрывается красками не лицо, а грудь, на которой выводится пёстрый орнамент…»
Мужчины подтянулись лишь сейчас, но зато целиком по лекалам Ларионова. Вот как описывала его представления о мужской одежде будущего «Московская газета» в 1913 г.: «Отрешиться от крахмального белья, носить мягкое. Брюки летом короткие до колен. Открытые ноги татуируются. Ботинки из мягкой кожи, летом — сандалии на босу ногу».
Есть мнение, что изнеженная богема годится только эпатировать, а настоящей храбрости в ней нет. Михаил Ларионов это представление опроверг. В 1908-1909 гг. он служит в армии, получает звание прапорщика, а заодно задумывает «Солдатскую серию» — примитивизм со «скверными надписями» на заборах. Не бегает от призыва и впоследствии. В 1914 г. отправляется на Первую мировую войну и попадает в мясорубку Восточно-Прусской операции, практически уничтожившей кадровую русскую армию. Пулям не кланяется — получает тяжёлую контузию, о чём пишет его товарищ, Владимир Маяковский: «Чуть не без ног, контуженный, лежит дорогой Ларионов». В госпитале подхватил воспаление почек, полгода провёл на больничной койке и был комиссован вчистую.
«Говорить о Гончаровой, не говоря о Ларионове, невозможно», — писала Марина Цветаева о супруге Михаила, знаменитой художнице Наталье Гончаровой, которая, к слову, приходится роднёй самому Пушкину — её дед был племянником жены Александра Сергеевича. Сама художница говорила мужу: «Я знаю, что я твоё произведение и без тебя ничего бы не было». Гончарову тоже обвиняли в порнографии и даже кощунстве, целая серия «богохульных» картин была арестована. Тем не менее она стала первой в истории женщиной, которой предложили роспись православного храма. Картины Натальи Гончаровой сейчас стоят дороже, чем картины любой другой художницы.
Михаил Ларионов как минимум не отстаёт от своей супруги. Его произведения ценятся чрезвычайно высоко. Конечно, он испытывал и неудачи — со второй половины 1930-х гг. и до послевоенного времени считали, что Ларионов устарел, спрос на его живопись сильно упал. Но ему удалось дожить до второго триумфа — в середине 1950-х гг. о Ларионове вспомнили. И его картины стали уверенно выходить в топ продаж. Даже ранняя работа в стиле импрессионизма, «Цветы на веранде», была продана за 1,9 млн долл. Примитивистские «Месильщики теста» — за 3,1 млн долл., а «Натюрморт с кувшином и иконой» — за 4,5 млн.
Когда-то лидером по подделкам считался Казимир Малевич. Но с некоторых пор вперёд вырвался наш герой, что демонстрирует актуальность художника, чьи работы выдержали испытание временем.