Главную награду 29-го Открытого российского кинофестиваля, завершившегося в Сочи, получило «Сердце мира» Наталии Мещаниновой. Жюри во главе с режиссером Алексеем Попогребским наградило также Степана Девонина призом за лучшую мужскую роль – человека среди собак . Он ничего не играл, просто вошел в кадр.
фото: Геннадий Авраменко
Наталия Мещанинова и Степан Девонин.
Наталия Мещанинова, будучи соавтором сценария знаменитой теперь «Аритмии», пережила собственный триумф. Поскольку абсолютного лидера в нынешнем конкурсе не было, возник вопрос: разумно ли отдавать несколько призов в одни руки. В регламенте Берлинале прописано: жюри, присудив «Золотого медведя», не имеет права давать той же картине другие награды. Главный приз предполагает профессиональное совершенство по всем статьям. У нас, если фильм получает главную награду, но не отмечен, скажем, за режиссуру, то грош цена такой победе. Но дело в конкретной ситуации. Алексей Попогребский в 2007 году и сам стал яблоком раздора. Его «Простые вещи» получили на фестивале четыре приза, а «Груз 200» Алексея Балабанова – ничего, но вошел в историю отечественного кино.
«Сердце мира» — не самое привлекательное название, но для Мещаниновой оно определяет место, из которого человек не может уйти, некую сердцевину. Что бы Наталия ни делала, она всегда обращается к своему документальному опыту, и ее игровая картина близка к неигровой стилистике. Героем «Сердца мира» стал человек, живущий на тренировочной станции для охотничьих собак. Он ухаживает за ними, кормит, моет, но сам никому не нужен. Где-то есть мать, но Егор не поедет даже на ее похороны – старые обиды не отпускают. «Он очень сложный человек, хочет быть хорошим, боится совершить страшные поступки и совершает их» — говорит Наталия Мещанинова. Живет этот блеклый человек среди случайных людей. Он никакой, и точно так существует в кадре Степан Девонин. Роль писалась под его психотип, а уж он Мещаниновой хорошо знаком, поскольку они супруги.
Конкуренцию ему мог бы составить непрофессиональный актер Мирослав Рогач из фильма «Мира» Дениса Шабаева. Он словно входит в кадр из жизни, ничего не играя, но при этом не безвольный, а харизматичный. В фильме стерты грани между документальным и игровым кино. Он о людях, живущих на Донбассе, и снят в Луганске и Мариуполе. Мирослав нигде не может прижиться. Он – бродяга по сути, сбежавший из Чехословакии, скитавшийся по Европе, спавший в мешке на улицах. Ни в Англии, где работал грузчиком, ни в родной Словакии, ни на территории ЛНР он не может найти себе места. Герой пытается восстанавливать разрушенные памятники Ленину, как в реальности это делают жители ЛНР. Во время съемок в Луганске был построен памятник шахтерам, и к этой декорации до сих пор приходят местные жители с цветами.
Мирослав в действительности воевал и, наверное, убивал, В нем живет потребность найти врага. Почти каждый член съемочной группы испытал это на себе. Но главный его враг – Евросоюз. В кадре его герой говорит страшные вещи: «Война – дело хорошее». И это его собственные слова, вложенные в уста героя. Дать такому актеру приз – рисковое дело.
фото: Светлана Хохрякова
юная актриса Марта Козлова.
«Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой отметили за лучший сценарий, написанный режиссером совместно с Анной Пармас и Павлом Басинским. Зрители восприняли фильм как манифест, усмотрев аналогии с делом «Седьмой студии». Но замысел родился летом 2015 года, когда вокруг Кирилла Серебренникова и его команды еще не сгустились тучи. Авдотья прочитала книгу Басинского о Толстом, где есть глава «Спасти рядового Шабунина» и увидела в ней проявление русского фатума, когда закон вступает в противоречие со справедливостью. После этой истории Толстой, судя по всему, и стал рьяным противником смертной казни. Задачи спрятаться за XIX век, чтобы сказать нечто важное о современности не было, хотелось снять мужскую картину про мужскую жизнь. Но писался сценарий по-женски — под песню Бориса Гребенщикова, которую включали даже на съемочной площадке, но при монтаже убрали, как излишне нежную. Поручик Колокольцев, роль которого сыграл младший брат Авдотьи – Алексей Смирнов, приезжает под Тулу служить в пехотном полку. А там совершено преступление, и тому, кто, скорее всего, к нему непричастен, грозит расстрел. Колокольцев обращается графу Толстому за поддержкой, и тот вступается за невиновного солдата. В основе сценария — реальные события.
Графа Толстого сыграл Евгений Харитонов. Ни одного другого артиста на эту роль не пробовали. Достаточно того, что Авдотья Смирнова увидела Харитонова в спектакле «Обыкновенная история» в «Гоголь-центре», где у него три разных эпизода: «У Жени — длинные руки, а Толстой себя описывал как нечто обезьяноподобное. Кроме того, он фантастически похож на Льва Николаевича. Когда гример приклеила ему бороду, то чуть в обморок не упала». Но что-то не складывалось, несмотря на попытки сбить многозначительность, и тогда Авдотья обратилась за советом к находившемуся еще на свободе Кириллу Серебренникову, и поняла, как управлять артистом Харитоновым. Только в Ясной поляне, где проходили съемки, все пришло к гармонии. Но на экране до нее далеко. Такое ощущение, что это телевизионный проект со всеми вытекающими, но ни о каких сериалах режиссер и не помышляла. Кинематографисты в восторге от актерских работ, но их оценки явно завышены. Разве что Софья Андреевна в исполнении Ирины Горбачевой, знакомой многим по «Аритмии», отличается нестандартным освоением хрестоматийного образа, хотя и излишне его осовременила.
Инопланетной красоты актриса Анна Слю, сыгравшая в «Подбросах» Ивана-Твердовского-младшего мать совсем еще молодого человека, награждена призом за лучшую женскую роль. И это большой аванс для нее. Героиня берет в дом брошенного в младенчестве ребенка, чтобы использовать его в страшных играх взрослых. Там ему отведена роль мнимой жертвы дорожных инцидентов. Так мечта о доме станет для парня адом. У матери и сына весьма двусмысленные отношения, который режиссер оправдывает тем, что по существу это чужие друг другу люди с минимальной разницей в возрасте. В общем, теперь они близки к инцесту. Отмечен за «Подбросы» как лучший оператор Денис Аларкон-Рамирес.
Ныне семилетняя Марта Козлова, великолепно сыгравшая в картине «Война Анны» Алексея Федорченко скрывающуюся от немцев девочку, отмечена дипломом жюри. Вроде бы отметили юную исполнительницу, но с формулировкой больше относящейся к режиссерской работе: «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка». Федорченко скажет про свою актрису: «Марта — очень крутая» и обратится к режиссерам: «Я вас прошу – не снимайте ее в плохих фильмах». Разочарования не смог скрыть даже этот сдержанный человек. Кажется, впервые он переживал за то, что его работу не оценили должным образом.
Григорий Константинопольский неожиданно стал лучшим режиссером. Свой замысловатый фильм «Русский бес», перегруженный постановочно и игрой в смыслы, он пытался реализовать чуть ли не с 2011 года. В итоге снял, не имея ничего, даже света, на который тоже нужны средства. Это история человека, стремящегося к успеху с Иваном Макаревичем в главной роли, который невероятно похож на своего знаменитого отца Андрея Макаревича.
В дебютном конкурсе победили «Глубокие реки» ученика Александра Сокурова Владимира Битокова из Кабардино-Балкарии и «Кислота» ученика Кирилла Серебренникова и актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина. Густая мужская картина первого, где половину экранного времени рубят лес, оказалась жесткой по отношению к тому миру, в котором вырос Владимир Битоков. Там людям ничего не стоит зарубить человека как барана. «Глубокие реки» сняты на кабардинском языке. Возможно, это привлечет к картине внимание на родине. На показах в Нальчике «Тесноты» однокурсника Битокова – Кантемира Балагова, иногда и двух зрителей не набиралось. И работы на родине нет для молодого режиссера, не только связанной с кино, ее вообще нет. А ведь Сокуров набирал курс в Нальчике ради того, чтобы кинематограф там начал развиваться. «Кислота» — поколенческое кино, где женский мир унылый и непривлекательный, а молодые парни добровольно уходят из жизни, не зная, чем себя занять. Единственный способ выделится из толпы — сделать себе обрезание. Картина тоже по своему беспощадная, но, как выяснилось, возрожденческая для самого режиссера.