«Вы у нас Кащея и Алису украли». Как Россия обвиняла Голливуд в плагиате

Пандора братьев Стругацких в «Аватаре», «Марсианин» и человек-амфибия в «Форме воды» — как россияне обвиняли западных режиссеров в плагиате.

Сюжет фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» заимствован из советских экранизаций произведения Кира Булычева – «Гостья из будущего» и «Лиловый шар». Такой вывод сделала система «Антиплагиат», разработанная в Тувинском институте гуманитарных и прикладных исследований, сообщает «Российская газета». Кроме того, она нашла совпадения между «Звездными войнами» и сказкой о Кощее Бессмертном, серией фильмов о Гарри Поттере и «Золушкой», а также установила связь между «Матильдой» Алексея Учителя и историей взаимоотношений американского президента Джона Кеннеди с актрисой Мэрилин Монро. Впрочем, в суд тувинские ученые обращаться не собираются – их система придумана более двух лет назад, и подобные исследования, скорее всего, являются лишь рекламой ее возможностей. Зато иски о плагиате, найденном в известных и прибыльных блокбастерах, появляются и без помощи различных «антиплагиаторов».

Руслан Закриев против Джеймса Кэмерона

Этого американского режиссера, пожалуй, антиплагиатчики любят больше всего. Причем началось все еще с «Терминатора» – тогда о своих правах на этот сюжет объявил писатель и сценарист Харлан Эллисон (которые вообще был известным любителем подать на кого-либо в суд). Эллисон, кстати, выиграл иск, но вот его последователи, также имевшие претензии к Кэмерону, оказались не настолько удачливыми. Режиссера пытались засудить даже за «Титаник» (образ Джека), но лидером оказался «Аватар» – видимо, просто в силу того, что этот фильм заработал в прокате почти $3 миллиарда и до сих пор остается самым кассовым во всем мире. Не остались в стороне от общего поветрия судиться с Кэмероном и россияне. Сразу после выхода картины в 2010 году в ее сюжете нашли сходство с книгами братьев Стругацких (у них тоже была планета Пандора) – правда, до обращения в суд дело, к счастью, не дошло. А три года назад чеченский писатель Руслан Закриев решил добиваться от американского режиссера целого миллиарда долларов, поскольку усмотрел сходство между фильмом и своей книгой, опубликованной в интернете в 2002 году. Впрочем, Ставропольский краевой суд отказался рассматривать это дело, посоветовав писателю подавать иск по месту жительства Кэмерона.

Михаил Расходников против Ридли Скотта

Еще один режиссер, обожаемый «любителями добиться справедливости». Скотта обвиняли в плагиате еще со времен «Чужого», но для его поклонников из России самый известный случай связан с фильмом «Марсианин», в котором Мэтт Деймон в ожидании спасения выращивал на Красной планете картошку. Эту картину он снял по одноименной книге Энди Уира (или Вейера), которая вышла в 2012 году, но оказалось, что еще в 2007 году российский режиссер и сценарист Михаил Расходников отправлял синопсис похожего фильма в несколько зарубежных кинокомпаний, в числе которых была и ответственная за «Марсианина» 20th Century Fox. Суд, впрочем, оказался на стороне Уира и Скотта, отклонив обвинения Расходникова. Российский вариант фильма к моменту выхода «Марсианина» был почти готов, но чтобы уже самим избежать обвинений во вторичности, его авторы поменяли сценарий и пересняли часть сцен. Его выпустили под названием «Пришелец» в ноябре 2018 года, но кассового хита, разумеется, не получилось – сборы составили всего 13 млн рублей («Марсианин» собрал по всему миру $630 млн).

Александр Беляев против Гильермо дель Торо

Этому мексиканскому режиссеру не повезло с фэнтезийной драмой «Форма воды». Вернее, судьба фильма сложилась удачно: хорошие кассовые сборы (около 200 млн долларов), участие в основной программе Венецианского кинофестиваля и приз «Золотой лев», тринадцать номинаций на «Оскар» и четыре выигранные категории, среди которых – лучший фильм и лучший режиссер. Но потом дель Торо обвинили в плагиате – мол, он украл идею картины из пьесы «Позволь мне услышать твой шёпот»(Let me hear you whisper) американского драматурга Пола Зиндела, которую тот написал еще в 1969 году; эту пьесу даже экранизировали вскоре после премьеры, для телеантологии «NET Playhouse». Впрочем, и тут суд оказался на стороне обвиняемых – доказать, что дель Торо был знаком с этой пьесой (или телеадаптацией) истцам не удалось. Но российским зрителям «Форма воды», скорее, напомнила знаменитый советский фильм 1961 года «Человек-амфибия», экранизацию одноименного романа писателя-фантаста Александра Беляева. Но – как и в случае со Стругацкими и «Аватаром» – в суд никто даже не подумал обращаться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *