Два разных «Тупика». Как уживаются разные форматы на «Горький fest»

«Война Анны» Алексея Федорченко, «Слоны» Михаила Сегала, «Подбросы» Ивана Твердовского и два короткометражных «Тупика» — все это показывают в основном конкурсе кинофестиваля «Горький fest-2018».

Фестиваль актуального кино «Горький fest» удивил и зрителей, и кинематографистов еще год назад. Мало того, что на карте России появился еще один фестиваль: в конце концов, кинофестивалей много не бывает и никто в мире не собирается оставлять только, например, Венецию, Канны и Берлин и закрывать Сан-Себастьян или Торонто. У каждого из этих смотров своя ниша, они делают упор на разное кино и награждают разные фильмы. Да и вместимость каждого кинофестиваля ограничена, не говоря уже о запредельной стоимости двухнедельной поездки в горячий сезон на южный берег Франции, скажем.

Кино без горечи. Репортаж с открытия фестиваля «Горький fest»

Но «Горький fest» не только привез кино в Нижний Новгород, но и сделал фактически ход конем, объединив в конкурсной программе совершенно разные по формату фильмы. И речь не только о комедиях-драмах и прочем жанровом разнообразии. Нет. В одном конкурсе фестиваля игровые полнометражные картины соревнуются с короткометражками, иногда даже со студенческими дипломными работами и анимацией. В 2017 году такой подход ярче всего проявился во время объявления победителей: «Гран-при», правда, получил полнометражный фильм Юсупа Разыкова «Турецкое седло», а вот, например, специальный приз жюри достался режиссеру Тамаре Дондурей за «Маленький поезд», а картина Дарьи Власовой «Молоко» удостоилась специального упоминания.

Прогноз на победителей

На втором «Горький fest» перед жюри основного конкурса, которое возглавил режиссер и сценарист Николай Досталь, встала задача еще более сложная. Если год назад на главные призы претендовали всего одиннадцать картин, то сейчас таковых оказалось двадцать шесть.

Конечно, сложно представить, что, к примеру, двухминутная анимационная картина Екатерины Киреевой «Кирпичи» будет на равных соперничать за «Гран-при» с фильмами, которые уже хорошо зарекомендовали себя на различных фестивалях. В первую очередь это «Война Анны» Алексея Федорченко, которую показали на недавнем «Кинотавре-2018».

Фильм рассказывает о маленькой девочке-еврейке, которая после гибели своей семьи переживает немецкую оккупацию, сидя в камине школы, превращенной в комендатуру. Совсем без наград, конечно, «Война Анны» не осталась: исполнившая главную роль юная актриса Марта Козлова получила специальный диплом жюри, но главные призы сочинского фестиваля ушли другим картинам.

Иван И. Твердовский: «Мне казалось, что я не умею снимать зрительское кино»

Например, две премии на «Кинотавре» получила картина Ивана Твердовского «Подбросы», главный герой которой не чувствует боли. Через много лет мать, когда-то сдавшая своего ребенка в приют, находит взрослого сына, и он начинает ей помогать, участвуя в инсценировке автоаварий. Наград тогда удостоились актриса Анна Слю и оператор Денис Аларкон-Рамирес. «Подбросы», кстати, участвовали и в фестивале в Карловых Варах.

Еще одна серьезная заявка на победу от участника основного конкурса «Кинотавра-2018» — «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала. В Сочи «Слоны…», правда, остались без наград: возможно, из-за выбранной Сегалом темы. Герой его картины, холостяк среднего возраста (Владимир Мишуков), попадает из одной ситуации, напоминающей сюжет набоковской «Лолиты», в другую.

А ведь есть еще и «Лес» Романа Жигалова, который за эту картину был отмечен призом за лучший дебют на прошлогоднем фестивале «Окно в Европу».

«Тупиков» может быть много

Но короткий метр в конкурсе «Горький fest» находится в ощутимом большинстве: полнометражных работ всего 5 из 26 претендентов на награды. Причем это не просто короткометражки: есть и анимация (кроме «Кирпичей» — еще и одиннадцатиминутный «Чик-чирик» Жанны Бекмамбетовой), и документальное кино («Насквозь» Ольги Привольновой).

Правда, есть в конкурсе и вводящие зрителей в заблуждение моменты. Так, во вторник, 24 июля, «Горький fest» показал сразу два «Тупика». Фильмы эти, конечно, совершенно разные.

Один «Тупик» снял Антон Сазонов. Эта одиннадцатиминутная картина стала его дипломной работой в Московской школе кино и тоже является участником «Кинотавра»: в 2017 году лента была участником конкурса короткого метра, но осталась без призов. Картина рассказывает о семье на грани развода, которая вынуждена объединиться для поисков сбежавшего сына. Сюжет этого «Тупика» напоминает недавнюю «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, но Сазонов в интервью журналу «Сеанс» рассказал, что речи о плагиате здесь не может быть: работа над двумя картинами велась едва ли не параллельно.

Второй «Тупик» — шестнадцатиминутный фильм выпускницы ВГИКа Алины Михайловой, он участвовал в конкурсе 37-го Международного фестиваля ВГИКа осенью 2017 года. По сюжету картины в 1943 году в Польше две семейные пары стремятся вырваться из оккупированной страны и вынуждены уживаться в тесном пространстве двухместного купе.

Окончательные итоги «Горький fest-2018» подведет в четверг, 28 июля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *