Вирус умного отдыха. Как духовная сфера может «перезапустить» город

Столичные музеи создают единую интернет-площадку коллекций, Благодаря чему культура и искусство из элитарного хобби трансформируются в массовое увлечение.

Хочу быть просвещённым!

Вирус умного отдыха подхватили даже футбольные фанаты. В родные города и страны они увезли не только сувениры, но и впечатления. Например, никто не принуждал 20 тысяч болельщиков посещать бесплатные экскурсии на 8 языках «Москва — столица мирового футбола». Это было действительно интересно, ведь в мегаполисе есть множество достопримечательностей, связанных с историей российского спорта.

«Благодаря чемпионату весь мир увидел, что Москва дружелюбный современный город с богатейшей культурой и историей. Мы провели 600 экскурсий и до сих пор получаем огромное количество благодарностей», — с гордостью рассказывает руководитель Департамента спорта и туризма Москвы Николай Гуляев. Не ленились фанаты и ходить по музейным экспозициям — чаще всего они выбирали Музей космонавтики, Музей современного искусства, Музей Москвы, а также музеи-заповедники «Царицыно» и «Коломенское». Ну а «главный удар» принял на себя парк «Зарядье», который стал безумно популярным местом и среди москвичей.

«При создании парка была проявлена политическая воля, — подтверждает директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб. — Город отказался от огромнейшего инвест-контракта на 400 тыс. кв. м деловой, офисной, административной недвижимости и, по сути, подарил эту площадку горожанам и гостям столицы. В итоге мы все имеем архитектурный, инженерный, культурный шедевр». А вот если бы на месте «Зарядья» появилась бизнес-территория для избранных, у Кремля образовалось бы «слепое пятно», а не классная просветительская площадка и современное место для отдыха.

Духовная пища вне  моды или наоборот?

Чтобы культура стала интересной, вовсе не обязательно отдавать под неё самые лакомые и свободные для застройки гектары. Надо трезво оценить то, что уже построено и работает. В каждом городе России есть музей, библиотека, Дом культуры, досуговый центр. Но что там обычно происходит? Может быть, они безнадёжно устарели и в своём нынешнем виде не способны привлечь даже самых непритязательных гостей? Признаваться в этом трудно и неприятно, но иначе невозможно полноценное развитие города.

«Культурные площадки, создававшиеся в условиях планового хозяйства СССР, действительно могут выходить из моды, — подтверждает руководитель столичного Департамента культуры Александр Кибовский. — Самый яркий пример — ВДНХ. Выставка медленно деградировала, потом превратилась во всероссийскую ярмарку шуб, мёда и чего угодно. И то, что сегодня ВДНХ бьёт все рекорды по посещаемости, — результат огромной работы, которая велась с 2012 года. Мы догнали моду, создав там мощнейший выставочный и творческий кластер. То же самое случилось с московскими библиотеками. Когда в 2015 году мы собрали первое совещание директоров библиотек, было ощущение полного декаданса. Сидят уважаемые люди в возрасте и смотрят на меня, как герой фильма «В бой идут одни «старики». (Помните, молодой лётчик говорит технику: «Что, не нравлюсь? Что вы на меня так смотрите?» А техник отвечает: «Ты у меня пятый».) Но в Москве всё удалось и с библиотеками, и с домами культуры, и с досуговыми центрами. Почему? Да потому что появился новый критерий — «Для кого мы работаем?». Как только мы договорились, что библиотека не для библиотекаря, а для читателя, всё встало на свои места. Стало стыдно «сидеть ждуном», то есть надеяться, пока читатель сам к тебе придёт. Стало модно работать на аудиторию, запускать новые проекты, туда пришли молодые специалисты. И сегодня у московских библиоцентров огромные перспективы». 

Зачем ломать? Можно только Изменить!

Есть ещё одна московская практика, которая может перекочевать в другие регионы. Везде есть территории промышленного назначения, давно потерявшие свою актуальность. Депрессивные кварталы зачастую занимают удачно расположенные участки — ведь за десятилетия города разрастаются. И то, что было построено на выселках, оказывается чуть ли не в самом центре населённого пункта. Надо ли любой ценой сохранять там производство, реконструировать здания? В Москве к этой проблеме подходят творчески. «Культура и искусство могут быть локомотивами преобразования на таких территориях, — объясняет А. Кибовский. — Например, в самом центре столицы располагалась электростанция ГЭС-2 (там, где находится фабрика «Красный Октябрь»). После появления новых технологий она стала не нужна, достаточно небольшого здания по соседству. И сейчас территория «Красного Октября» превращается из промышленного объекта в арт-кластер. При этом не теряется индустриальная функция, сохраняется архитектура и одновременно создаётся новое общественное пространство». 

Жителям не нужны новые торговые центры. А вот интересный досуг, безусловно, необходим. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *