Звездный небосклон Марка Захарова. От чего режиссёр уберёг Абдулова

Марк Захаров любит повторят, что главные достижения его жизни – это Ленком и те имена, которые он открыл для зрителя, став художественным руководителем театра. 13 октября известному режиссеру исполняется 85 лет.

Захаров и Караченцов

Марк Захаров пришел в Ленком в 1973-м году. Как говорил сам режиссер, ему дали театр, «в который никто не ходил». Начальство предложило перетряхнуть весь коллектив, то есть поувольнять всех старых и набрать новых. Но Захаров решил, что никого не увольнять не будет, а будет, наоборот, приглашать и искать новые грани у тех, кто останется. В труппе, часть из которой не была в восторге от нового режиссера, Марк Анатольевич сразу приметил молодого, не сильно красивого, но очень харизматичного актера Николая Караченцова. Говорят, его тогда «зажимали» старики, поэтому он перебивался проходными и эпизодическими ролями и широкой публике был совершенно не известен.

Захаров пошел на риск, он сразу поручил Караченцову роль Тиля в своем первом спектакле. После премьеры Караченцова назвали лучшим актером театра. А дальше была «Юнона и Авось» — самый значимый и известный спектакль Ленкома, в котором Караченцов играл роль графа Резанова больше 20-ти лет. Сегодня, когда Николай Караченцов уже много лет не выходит на сцену родного  театра после страшной аварии, Марк Анатольевич жалеет, что пробовал его не на все роли, которые мог бы ему предложить. «Он прожил на сцене яркую, но слишком короткую жизнь», — вздыхает режиссер.

Захаров и Абдулов

Александра Абдулова Марк Захаров пригласил в Ленком в 1975-м году, когда тот был еще студентом четвертого курса ГИТИСа. Режиссер сразу дал начинающему актеру главную роль лейтенанта Плужникова в спектакле «В списках не значился…». А через два года опять же Захаров пригласил Абдулова пройти пробы на главную роль в картине «Обыкновенное чудо». Абдулов только рассмеялся: «Я с радостью попробуюсь, но сниматься будет все равно Костолевский». Игорь Костолевский действительно приходил на пробы, как приходили на них Владимир Меньшов, Евгений Герасимов, Валерий Шальных. Но Марк Захаров забраковал всех, кроме Абдулова. Для режиссера на съемках был важен не только талант и внешность актера, но и его молодой задор. Ведь Абдулов первый раз снимался в кино, поэтому был готов на многие эксперименты. Он сразу предупредил Захарова, что все трюки будет выполнять сам. Захаров с радостью согласился. Но когда в сцене, где лошадь пролетает под аркой, а герой Абдулова хватается за нее руками, актер не смог освободиться из стремян, и лошадь пронеслась несколько метров с болтающимся на ее брюхе Абдуловым, Захаров настоятельно рекомендовал ему в сложных эпизодах воспользоваться дублером.

После выхода на экраны «Обыкновенного чуда» в Абдулова влюбились все девушки, женщины и даже бабушки Советского Союза. Это было яркое и мгновенное рождение звезды. Правда, как говорит Марк Анатольевич, со звездой у него было немало хлопот, поскольку энергия Абдулова била через край не всегда в нужном направлении. Был момент, когда Захаров собирался уволить Абдулова. И только слова Татьяны Пельтцер, которая сказала, что такого, как Абдулов, нужно «воспитывать и растить, а не резко увольнять», изменили мнение Марка Захарова. Он не уволил, вырастил и воспитал.

Захаров и Янковский

За еще одной звездой Ленкома – Олегом Янковским – Марк Захаров ездил в Саратов. Точнее, по рекомендации Евгения Леонова он поехал посмотреть на одаренного молодого артиста. Конечно, Янковский ему понравился, конечно, он предложил встретиться в Москве. Олег приехал, долго готовился к встрече, сильно волновался. А Захаров не пришел. Янковский уже было собрался обратно, в Саратов, но решил сделать контрольный звонок. Оказалось, что Захаров так ушел с головой в работу, что напрочь забыл про встречу. Марк Анатольевич попросил Олега Янковского быть к нему великодушным и прийти повидаться на следующий день. Янковский же озвучил встречную просьбу – актер хотел, чтобы Захаров посмотрел на него в спектакле, который будет идти на сцене БДТ в Ленинграде. В этот вечер был настоящий аншлаг, Янковский блистал, к нему то и дело заходили в гримерку представители ленинградских театров и приглашали перейти к ним в труппу. Но он ждал одного-единственного режиссера. А Захаров снова не пришел.

Всю ночь артист думал в гостинице, что же ему делать, переехать в Ленинград или остаться в Саратове. Но Марк Анатольевич решил эту дилемму. На следующий день он связался с актером и, прежде чем предложить перейти в Ленком, произнес напутствие: «Переход с периферии в Москву – дело трудное. Город это жестокий, способный разрушить любые иллюзии. Так вот, запомните, насколько я что-то понимаю в актерской профессии, поначалу главное – не суетиться. Ничего не пытайтесь доказать сразу, с первого захода. На этом многие ломали голову. Следует входить в новую жизнь постепенно, а то надорветесь, получите слишком много ран».

Янковский не всегда вспоминал слова Марка Захарова. Так, во время съемок «Обыкновенного чуда», куда Марк Захаров пригласил Янковского на роль Волшебника, он слишком много работал, пытаясь всё успеть и в театре, и в кино. В результате у него случился сердечный приступ. Когда Захаров пришел к нему в реанимацию, Олег Янковский сказал, что готов отказаться от роли, потому что понимает, что производство картины придется приостановить. Но Захаров даже не дал ему договорить: «Мы будем тебя ждать».

Захаров и Горин

Еще одно имя, которое неразрывно связано с творчеством Марка Захарова, – это имя драматурга Григория Горина. Конечно, Горин был известен еще до работы с Захаровым, но именно их совместные творения: «Тиль», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона», «Формула любви» — стали той классикой театра и кинематографа, которую сразу вспоминают зрители при упоминании имени драматурга. Говорят, они не просто дружили, у них были братские отношения. Они вместе работали, вместе отдыхали, вместе шутили. Правда, перешутить опытного шутника Горина Захарову удалось, по его словам, только однажды. Как-то, выпив домашнего грузинского вина, товарищи отправились в гости к Александру Ширвиндту, который как раз в это время затеял ремонт. По дороге Захаров заметил на помойке старую ржавую батарею. Он тут же предложил подарить ее Ширвиндту в честь ремонта. Горин отметил, что это одна из лучших и остроумных идей из всех, которые посещали Захарова за всю его жизнь.

Два друга взялись за батарею с двух сторон и по всей улице протащили ее до дома Ширвиндта. Они тащили ее по ступенькам подъезда до квартиры, занесли в комнату к совершенно невозмутимому Александру Анатольевичу, посидели с ним и с батареей, а когда собрались уходить, Ширвиндт настоятельно попросил, чтобы батарея ушла вместе с ними. Вниз батарею Захарову и Горину было тащить гораздо тяжелее – было несмешно. Но когда они оказались рядом с помойным ящиком, Захаров предложил выход: снова отнести батарею Ширвиндту. Наверх по лестнице друзья буквально забежали вместе с тяжеленной батареей. В этот раз Ширвиндт похвалил товарищей за находчивость. А Захаров, по его словам, и по сей день гордится тем, что придумал и воплотил в жизнь этот невероятный план.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *